транспорт

Укротители пробок

Благодаря автоматизированной системе на главных магистралях Самары уменьшается количество и протяженность заторов

Установка автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) была предусмотрена программой подготовки Самары к чемпионату мира по футболу. Подобная система работает в Москве, Казани, Санкт-Петербурге. Сегодня «умными» датчиками и контроллерами оснащены все перекрестки гостевых маршрутов - Московского шоссе и ул.Ново-Садовой. Корреспонденты «ВК» побывали в святая святых - диспетчерском центре АСУДД, и выяснили, как работает система «укрощения пробок».

Светофорчики в строю

Сегодня рабочее место оператора АСУДД — в Региональном центре управления пассажирскими перевозками (РЦУПП), созданном на время проведения чемпионата. На одном мониторе сменяют друг друга картинки с установленных на перекрестках 450 камер видеонаблюдения. Отсюда диспетчер в режиме реального времени прекрасно видит дорожную ситуацию на главных магистралях города и при возникновении необходимости может ее подкорректировать. На втором экране выводятся данные программы переключения сигналов светофоров.

Вся цепочка полностью автоматизирована. Каждый перекресток на Московском шоссе (28 перекрестков) и на ул.Ново-Садовой (26) оснащен специализированными детекторами. Умные датчики отслеживают количество проезжающего транспорта, скорость его движения, расстояние между машинами и время прохождения участка между перекрестками и передают данные в систему. Корректируя время горения красного или зеленого света, программа помогает справляться с образующимися заторами.

Оператор выводит на большой экран пересечение Московского шоссе и ул. Авроры. Еще недавно на полукольце, с которого машины поворачивали на ул. Авроры, при большом потоке авто могла образоваться пробка, «хвост» которой перекрывал главную городскую магистраль. Теперь на наших глазах при заполнении полукольца машинами детекторы автоматически срабатывают, посылая сигнал в Центр обработки данных. Всего лишь миг — и светофор на перекрестке получает команду включить для накопившегося транспортного потока зеленый свет. Еще 10 секунд — и начавшая было скапливаться пробка полностью рассосалась. Задаю закономерный вопрос — а как же быть, если поток машин небольшой? Ведь тогда ждать заполнения полукольца для переключения светофора можно очень долго? Но этот вариант тоже предусмотрен — система в любом случае включит зеленый свет для этого потока каждые 40-60 секунд, и долго стоять в полукольце автомобилистам не придется.

Похожая схема организована и на других перекрестках Московского шоссе. На части перекрестков время горения зеленого света для машин, двигающихся по Московскому шоссе, значительно увеличено за счет так называемой «вызывной фазы» светофора. Такая система работает, например, на пересечении с ул. Дальней и на нескольких перекрестках на 18-м километре. Схема проста — пока на ул. Дальней машин нет, на Московском шоссе горит зеленый свет. Как только транспорт здесь появляется, срабатывает датчик и посылает сигнал в программу управления движением.

«Важно, что программа не просто переключает сигнал светофора, но анализирует транспортный поток и наиболее оптимально встраивает в него выезжающие с перекрестка машины», - объясняет представитель компании-подрядчика Сергей Гайворонский. При этом можно не только отрегулировать светофор, но и синхронизировать его работу с соседними перекрестками. Это позволяет создавать настоящую «зеленую волну» и эффективно бороться с пробками.

Движение без торможения

Результат работы АСУДД многие самарцы уже заметили на себе. Пробок в городе стало меньше, а движение по главным городским магистралям происходит гораздо быстрее. «В январе 2017 года мы проводили подсчет количества машин, проезжающих по Московскому шоссе в районе перекрестка с Революционной. Тогда за сутки там проезжало около 24 тысяч машин. Сейчас это число составляет около 50 тысяч машин. Это свидетельствует о том, что самарцы стали чаще пользоваться Московским шоссе для проезда в целях экономии времени», - отметил Сергей Гайворонский. Он пояснил, что средняя скорость проезда от начала Московского шоссе до микрорайона Новая Самара в 80% случаев сегодня составляет около 25 минут.

Две недели назад удалось победить один из самых сложных самарских заторов - на ул. Ново-Садовой в районе «Современника». Это стало возможным благодаря синхронизации трех светофоров - на ул. Советской Армии, XXII Партсъезда и в районе завода им. Тарасова. Как результат — если раньше по вечерам пробка на Ново-Садовой устойчиво начиналась от ТЦ «МегаСити» и плестись автомобилистам приходилось до «Апельсина», то сейчас некоторые затруднения возникают лишь на участке от ул. Потапова до «Современника».

Система АСУДДН проявила себя наилучшим образом и накануне проведения ЧМ, и в первые же дни. «Нам помогли подготовиться тестовые матчи. Один из них заканчивался в будний день в 8 вечера. Обычно в это время система выпускает машины по направлению из города, поэтому когда авто начали выезжать со стадиона, образовался затор. По команде ГИБДД мы переключили настройки, и уже через 10 минут пробка рассосалась», - вспоминает инженер проекта Фанис Ибрагимов.

Помогла АСУДД «разрулить» и непростую ситуацию, сложившуюся 12 июня на въезде в Самару. К вечеру третьего выходного дня многие самарцы возвращались в город, возникла традиционная пробка, в которой намертво встали автобусы с болельщиками. По команде ГИБДД время горения зеленого сигнала по Московскому шоссе было увеличено до 3 минут. «Пробка полностью рассосалась за 12 минут, за это время впустили в город все машины. А раньше люди бы стояли полтора часа», - рассказал Фанис Ибрагимов.

Сегодня процесс отладки работы АСУДД продолжается. Работа требует осторожности, ведь, убрав пробку в одном месте, важно не создать ее в другом. Но налаженное взаимодействие с РЦУПП дает основания надеяться, что транспортная организация во время ЧМ в Самаре не подведет.

Иван Пивкин врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области:

- Во время ЧМ ситуация на дорогах находится под особым контролем. Региональный центр управления пассажирскими перевозками будет функционировать круглосуточно с первого до последнего дня ЧМ-2018. В случае заторов на перекрестках автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД) позволяет непосредственно из центра вносить изменения в цикл работы светофорных объектов.

 

В Самаре более 1,2 млн автомобилей. По данным ГИБДД, ежегодно их количество растет на 5-6%. Только по Московскому шоссе в день проходит свыше 60 тысяч машин.

22

 

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1