Можно без слов

«Вверх кармашками» Екатерины Зубаревой в «Дилижансе»

В этом сезоне в Тольяттинском театре юного зрителя «Дилижанс» появилась лирическая клоунада «Вверх кармашками» (0+), поставленная актрисой Екатериной Зубаревой, уже опытным и не раз приносившим своему театру награды режиссером.

Екатерина Зубарева - режиссер, воспитанный самим театром «Дилижанс», во многом на фестивале «Премьера одной репетиции». Ее спектакли, давно и успешно идущие в репертуаре («Превращение» по Кафке и «Плаха» по Айтматову), в свое время побеждали в голосовании и по условиям конкурса получали возможность из эскиза стать полноценной постановкой.

Так и со спектаклем «Вверх кармашками», хотя у этой премьеры история более запутанная и поначалу не самая счастливая. В 2016-м на «Премьере одной репетиции» с большим успехом прошел эскиз Екатерины Зубаревой по книге Джуди Блум «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают». Режиссер рассказывала, как она, мама двух мальчиков, заинтересовалась книгой о переживаниях старшего брата, у которого вдруг появился младший. Эскиз выбрали победителем и готовили к постановке. И вдруг спустя год американский автор запрещает все театральные адаптации своего текста в России.

Режиссер не растерялась, тем более что готовилась к рождению третьего сына и не хотела бросать такую актуальную для многих историю. Вспомнила, что давно собиралась попробовать себя в жанре клоунады. Из литературного первоисточника взяла только саму ситуацию: в семье с одним подросшим мальчиком рождается еще один мальчик.

Спектакль начинается в тот момент, когда главный герой (его играет Петр Зубарев) еще единственный ребенок. Счастливое семейство клоунов (мама - Илиана Хитяева, папа - Константин Федосеев) в ярких одеждах и с красными носами снимаются на память в рамочке. Тут же в следующем кадре появляется четвертый - сверток с младенцем. Он мгновенно вырастает в малыша, который только что научился ходить (Дмитрий Кошелев играет, передвигаясь на коленках, из-за чего становится самым маленьким на сцене). Старший сын выглядит ошарашенным.

Дальше разворачивается классическая история детской ревности. Младший надевает на голову горшок, глотает не предназначенные для этого предметы и всячески привлекает к себе внимание. Мама бегает в мыле. Папа прячется за газетой. Старший сын, отчаявшись снова оказаться в центре семьи, выбирает беспроигрышный вариант - исчезает из дома. Правда, напугать родных получается ненадолго. К тому же младший брат тут же лишает самого дорогого - пойманной в чемодан звезды. Так что родным приходится срочно придумывать компенсацию.

Этот грубый пересказ, конечно, не способен передать театральную ткань спектакля. «Вверх кармашками» - смешная лирическая история без слов. Она строится на пластических этюдах и специфическом клоунском юморе, требует от актеров хорошей физической подготовки, а от режиссера - фантазии в той же невербальной сфере. Здесь затюканный детьми папа передвигается на прикрепленных к ногам табуретках (не достанете), спицы в любой момент могут превратиться в шпаги, мама - в принцессу, а режиссер - в собаку (голова щенка закреплена у стоящей на четверенках Екатерины Зубаревой на тыльной части тела, чтобы назвать это литературно).

При всех гэгах историю спектакль рассказывает очень внятно и неоднообразно. За час действия будет и смешно, и грустно, и досадно. Екатерина Зубарева снова демонстрирует умение погрузиться в специфику любого жанра. «Вверх кармашками», конечно, клоунада, выпущенная драматическими артистами, но хорошо подготовленными и во всех смыслах слова пластичными.

8

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1