театр

От Алабинской до Юнгородка

Спецкор «ВК» протестировал новый спектакль в метро

В конце мая в Самаре появится променад-спектакль. Он называется «Прислоняться» и будет идти в метро. Первые показы для зрителей (18+) запланированы на 26-27 мая, 1-2 июня.

«Не снимайте наушники и не разговаривайте»

Ни сцены, ни актеров, ни зрителей в привычном смысле слова. «Прислоняться» - спектакль-променад, в котором участникам предстоит проехать все самарское метро. Дорога будет сопровождаться аудиогидом. Спецкор «Волга Ньюс» одним из первых протестировал маршрут.

На входе в метро выдают шумоподавляющие наушники. Уже на премьере группы будут состоять из 6 человек, а пока у нас с фотографом почти индивидуальный показ. Инструкция предписывает разделиться, в идеале даже по разным вагонам. Это один из самых трудновыполнимых пунктов программы, особенно если вы пришли с кем-то: не так-то просто не обсуждать происходящее. Мы в пути даже успели поспорить, мужской или женский голос «ведет» участников, но лучше так не делать - будь то спектакль в московском особняке или бродилка по городу, любой такой проект требует от зрителя индивидуального восприятия и полного погружения.

«Прислоняться» поставлен в сложном жанре, это прежде всего сайт-специфик (site-specific - спектакль, тесно связанный с тем нетеатральным пространством, в котором играется), внутри есть документальная часть - реальные монологи жителей Самары. Для «променадов» сложное устройство - не редкость. Самая известная работа в этом жанре - Remote Х, аудиопроменад немецко-швейцарской труппы Rimini Protokoll, поставленный во многих городах мира, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Для Самары такой жанр - пока экзотика.

«Когда двери закроются, нажмите кнопку PLAY»

На станции метро «Алабинская» встречаемся с Никитой Славичем - режиссером спектакля, магистрантом РГИСИ. «Прислоняться» для Никиты, прожившего самарскую часть жизни в центре города, - знакомство с метро и отдаленными районами. Наверняка так будет и для многих зрителей (я совсем не помнила, например, как выглядит станция «Юнгородок», и вообще ни разу в своей сознательной жизни там не была).

С наушниками выдают плеер. Нажать кнопку play нужно только один раз. Записанный текст точно подогнан под расписание метро (в среднем, каждая часть занимает 13 минут - 3 минуты в пути и 10 на ожидание поезда на платформе). Суровая бабушка-ведущая предупреждает, когда нужно пропустить поезд, на какой станции выйти, дает краткие информационные справки. Постепенно ее история складывается в биографию, но на нашем тестовом прогоне этот образ был самым уязвимым местом спектакля. Текст придуман драматургом проекта Сергеем Давыдовым и начитан актрисой, и в качестве обрамления для вербатимов (монологов самарцев на тему метро) и в такой театральной манере часто «резал ухо».

Но пока идут прогоны, «тестирующих» дотошно расспрашивают о впечатлениях и технических нюансах, после чего вносят изменения. Организаторы уверяют, что зрители услышат уже немного другую бабушку.

Остальная часть текста - записанные на диктофон рассказы самарцев о метро. Ассоциации, воспоминания, детские впечатления, интересные случаи, рассуждения о разных частях города, связанных нашей единственной веткой. В основном материал собирали голосовыми сообщениями - люди сами начитывали свои тексты. Среди них есть записи художника Фрола Веселого о Безымянке, на которой нужно «следить за словами», и драматурга Сергея Давыдова о «параде шизоидов», есть эмоциональные рассказы о первых днях в Самаре и воспоминания о катании на эскалаторах в детстве.

Один из монологов отличается особенным обаянием - на станции метро «Победа» как будто оказываешься на кухне одного из авторов, пьешь чай и слушаешь, как его мама классифицирует город: район до Самарской площади, район от Полевой до Масленникова, а Безымянка - «совсем отдельная история». Сергей Давыдов рассказывает, что для записи этого монолога использовали другую технику - интервью. Именно эта часть выводит спектакль на социологическую тему отдаленности и отделенности друг от друга разных районов города. «Мы редко ездим друг к другу», - говорит героиня. И правда. Иногда нужен целый спектакль, чтобы доехать до Юнгородка.

«Мы всегда движемся в сторону Юнгородка»

Спектакль идет 75 минут. За это время вдруг обнаруживаешь, что на станции метро «Московская» есть лестницы, ведущие на несуществующую вторую ветку, «Гагаринская» - вся в синей плитке с космическим рисунком, «Победа» - в массивных светильниках и орденах. Очень хочется проспойлерить финал, но не буду - этот момент нужно пережить. «Прислоняться» - спектакль про эмоциональное переживание города. Про внимание к деталям и обобщение до районов, про подземку и ощущение всего города через путь из центра к окраинам.

Кстати, не удивляйтесь, если вы сами станете для кого-то спектаклем - расхаживающие по платформе люди в одинаковых наушниках с плеерами иногда обращают на себя внимание. Случаются и казусы, из-за которых можно пропустить часть текста: так, на «Российской» почему-то именно у нас (людей в наушниках, напомню) один из пассажиров решил поинтересоваться схемой движения поездов в центр/из центра. Театр - дело живое, а променад - тем более.

Расписание показов можно найти в группе спектакля в соцсети «ВКонтакте». Одевайтесь теплее, в метро холодно.

За 75 минут спектакля успеваешь заметить, что на станции Московская есть лестницы, ведущие на несуществующую вторую ветку, Гагаринская — вся в синей плитке

29

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3