музей

Свет искусства в Ночи музеев

Самара в очередной раз присоединилась к международной акции

В этом году в «Ночь музеев» в Самаре работали действительно интересные выставки. Художественный музей построил свою программу вокруг Первого фестиваля иллюстраций и экспозиции «Самарские древности», в Музее модерна можно было увидеть работы Врубеля, Поленова, Васнецова, в галерее «Виктория» познакомиться с категоричным современным искусством. И, конечно, в эту Ночь состоялся исторический момент - открытие музея Эльдара Рязанова.

Самарская иллюстрация от древности до наших дней

Художественный музей, назвав свою Ночь «Вне формата», обещал более чем насыщенную программу – анимационный ликбез, тренинг по актерскому мастерству, созданный детьми театр теней, театр танца СКРИМ, а также концерты и угощения во дворе музея. Кроме того, возможность впервые прикоснуться к шедеврам. Акция «Авангард на кончиках пальцев», предназначенная для слабовидящих, оказалась одной из самых востребованных. Объемные картины рекомендовалось ощупывать с закрытыми глазами и в наушниках. Голос аудиогида терпеливо вел по шедевру, от верхнего края к нижнему, от главного к второстепенному. И теперь многие наверняка смогут сказать: «Я знаю русский авангард как свои пять пальцев».

Непривычное для будней музея, но для Ночиуже традиционное модное дефиле прошло в холле второго этажа. Коллекция дизайнера Светланы Черкашиной (победительницы XV «Поволжских сезонов Александра Васильева») с кольчугами, шлемами и копьями оказалась созвучна выставке «Самарские древности». Открывшаяся несколько дней назад экспозиция и стала для большинства притяжением «Ночи». Главный ее экспонат - Самарская рукопись 1628-1629 годов. Первое художественное произведение Самары и единственное дошедшее до наших дней свидетельство ранней истории города. Рукописная книга включает «Повесть о Варлааме и Иосафе» и «Житие Нифонта Констанцского». Древний артефакт хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и в Самаре выставлен на время, до 15 июля. Книга, содержащая около 400 миниатюр, на выставке представлена в трех форматах: сам подлинник, реплики 65 миниатюр и электронный вариант с полным описанием.

Но если Мраморный зал представлял иллюстрацию древнерусскую, зал «Лекторий» – иллюстрацию XXI века, что примечательно, тоже самарскую. Экскурсию по выставке первого фестиваля Самарской современной иллюстрации «Барбазуль» в «Ночь музеев» провел куратор проекта Александр Бердин-Лазурский. «Что характерно, если взять срез более раннего времени, к примеру, Италии XVI века, мы увидим, что изображено примерно одно и то же, и примерно в одной и той же цветовой гамме, а мы сейчас живем в период, когда нельзя сказать: «Это картина России начала XXI века. Нельзя, и это прекрасно», - говорил автор проекта в своей экскурсии. В «Барбазуле» выставлено более 500 работ, в различных направлениях: лонгриды с инфографикой, комикстрипы, коммерческая, интерактивная и игровая иллюстрация. Сюжеты самые разные: от жизнеописания Максима Горького до изображения фантастического зверька под названием барбазуль. Причем на выставке можно увидеть работы как профессиональных художников, например, иллюстрации Николая Королева к изданной книге «Мастер и Маргарита», и рядом рисунки детей, которые еще сами не понимают, что они иллюстраторы.

Проверенный сценарий

Музей им. Алабина в этом году не стал устраивать костюмированные представления, а заманивал публику к себе возможностью попасть на крышу музея. Их филиал Музей модерна тоже не надумывал сложных сценариев, а сработал по проверенной программе: экскурсии по выставкам, концертная площадка для музыкантов, «что-то необычное» от научных сотрудников. За счет интересной выставки, состоящей из экспонатов с усадьбы Абрамцево, и какой-то очень уютной и приятной атмосферы - Музей модерна оказался одной из самых приятных локаций в эту «Ночь».

Дружественный сосед - усадьба Толстого и Литературный музей остались верны своим принципам - концерт, мастер-классы, театральные представления, экскурсии. Нельзя сказать, что это была самая интересная площадка в эту Ночь, но не зайти сюда - обидно. Чудесный сад и анфилада цветущей сирени - главное развлечение в их программе.

Зато вокруг нового филиала Литмузея - музея Эльдара Рязанова - проходил целый карнавал из мимов, шел концерт с конкурсами, была организована специальная площадка с экспонатами и образами из фильмов для фотосессий. Пройти мимо, не улыбнуться и не сфотографироваться - здесь было просто невозможно.

Ужасы и звезды

Галерея «Виктория» пошла по принципу «показать все, что скрыто» - провела публику в обычно закрытый зал здания и организовала экскурсии на крышу. Обыграть выставку «Электрическая Россия» взялся сам куратор. Для этого Сергей Баландин выбрал образ робота, и попытался очаровать всех темой новых медиа в современном искусстве. Музыкальные выступления, мастер-классы, творческие встречи - классика программы. Не обошлось и без поэта Григория Битнева. Он и музыкант Павел Куприянов переходили из музея в музей - как «красное знамя» этой Ночи.

Приятным сюрпризом стала программа Публичной библиотеки. Внезапно здесь решили провести «Ночь киноужасов» и угадали с темой. В огромный зал на лекцию было не протиснуться; все фотографировались с косплеерами, которые, кажется, в этот вечер, удивили костюмами даже самих себя; и к музыкальному оформлению в библиотеке отнеслись серьезно, пригласив в гости группу «Контора Кука».

Еще одним маленьким чудом «Ночи музеев» стал костел. Органная музыка и оригинальная подсветка зала создавали сказочную атмосферу. Весь костел изнутри засиял синим светом, а потолок сверкал яркими звездами.

У посетителей «Ночи музеев» уже существует традиция - всегда говорить «в прошлом году было лучше». Эта практика почти несокрушима - вкус новизны от ночных прогулок по музеям уже исчез, а концертными программами посетителей не удивишь. Но в этом году «Ночь музеев» подарила городу много сюрпризов. Может она не была самой длинной или самой фееричной, но зато она стала самой грамотной - именно такой, какой она и должна была быть в задумке.

Единственное, что сильно задевает гостей Ночи - это платный вход в музеи. Редко кто осмеливается открыть свои залы совершенно бесплатно, как это было задумано изначально. Даже галерея «Виктория» - главный оплот традиции бесплатного входа, в этом году сдалась.

Единственное, что сильно задевает гостей Ночи - это платный вход в музеи. Редко кто осмеливается открыть свои залы совершенно бесплатно, как это было задумано изначально

30

Последние статьи

21 марта
20 марта
19 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3