музей

Свет искусства в Ночи музеев

Самара в очередной раз присоединилась к международной акции

В этом году в «Ночь музеев» в Самаре работали действительно интересные выставки. Художественный музей построил свою программу вокруг Первого фестиваля иллюстраций и экспозиции «Самарские древности», в Музее модерна можно было увидеть работы Врубеля, Поленова, Васнецова, в галерее «Виктория» познакомиться с категоричным современным искусством. И, конечно, в эту Ночь состоялся исторический момент - открытие музея Эльдара Рязанова.

Самарская иллюстрация от древности до наших дней

Художественный музей, назвав свою Ночь «Вне формата», обещал более чем насыщенную программу – анимационный ликбез, тренинг по актерскому мастерству, созданный детьми театр теней, театр танца СКРИМ, а также концерты и угощения во дворе музея. Кроме того, возможность впервые прикоснуться к шедеврам. Акция «Авангард на кончиках пальцев», предназначенная для слабовидящих, оказалась одной из самых востребованных. Объемные картины рекомендовалось ощупывать с закрытыми глазами и в наушниках. Голос аудиогида терпеливо вел по шедевру, от верхнего края к нижнему, от главного к второстепенному. И теперь многие наверняка смогут сказать: «Я знаю русский авангард как свои пять пальцев».

Непривычное для будней музея, но для Ночиуже традиционное модное дефиле прошло в холле второго этажа. Коллекция дизайнера Светланы Черкашиной (победительницы XV «Поволжских сезонов Александра Васильева») с кольчугами, шлемами и копьями оказалась созвучна выставке «Самарские древности». Открывшаяся несколько дней назад экспозиция и стала для большинства притяжением «Ночи». Главный ее экспонат - Самарская рукопись 1628-1629 годов. Первое художественное произведение Самары и единственное дошедшее до наших дней свидетельство ранней истории города. Рукописная книга включает «Повесть о Варлааме и Иосафе» и «Житие Нифонта Констанцского». Древний артефакт хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и в Самаре выставлен на время, до 15 июля. Книга, содержащая около 400 миниатюр, на выставке представлена в трех форматах: сам подлинник, реплики 65 миниатюр и электронный вариант с полным описанием.

Но если Мраморный зал представлял иллюстрацию древнерусскую, зал «Лекторий» – иллюстрацию XXI века, что примечательно, тоже самарскую. Экскурсию по выставке первого фестиваля Самарской современной иллюстрации «Барбазуль» в «Ночь музеев» провел куратор проекта Александр Бердин-Лазурский. «Что характерно, если взять срез более раннего времени, к примеру, Италии XVI века, мы увидим, что изображено примерно одно и то же, и примерно в одной и той же цветовой гамме, а мы сейчас живем в период, когда нельзя сказать: «Это картина России начала XXI века. Нельзя, и это прекрасно», - говорил автор проекта в своей экскурсии. В «Барбазуле» выставлено более 500 работ, в различных направлениях: лонгриды с инфографикой, комикстрипы, коммерческая, интерактивная и игровая иллюстрация. Сюжеты самые разные: от жизнеописания Максима Горького до изображения фантастического зверька под названием барбазуль. Причем на выставке можно увидеть работы как профессиональных художников, например, иллюстрации Николая Королева к изданной книге «Мастер и Маргарита», и рядом рисунки детей, которые еще сами не понимают, что они иллюстраторы.

Проверенный сценарий

Музей им. Алабина в этом году не стал устраивать костюмированные представления, а заманивал публику к себе возможностью попасть на крышу музея. Их филиал Музей модерна тоже не надумывал сложных сценариев, а сработал по проверенной программе: экскурсии по выставкам, концертная площадка для музыкантов, «что-то необычное» от научных сотрудников. За счет интересной выставки, состоящей из экспонатов с усадьбы Абрамцево, и какой-то очень уютной и приятной атмосферы - Музей модерна оказался одной из самых приятных локаций в эту «Ночь».

Дружественный сосед - усадьба Толстого и Литературный музей остались верны своим принципам - концерт, мастер-классы, театральные представления, экскурсии. Нельзя сказать, что это была самая интересная площадка в эту Ночь, но не зайти сюда - обидно. Чудесный сад и анфилада цветущей сирени - главное развлечение в их программе.

Зато вокруг нового филиала Литмузея - музея Эльдара Рязанова - проходил целый карнавал из мимов, шел концерт с конкурсами, была организована специальная площадка с экспонатами и образами из фильмов для фотосессий. Пройти мимо, не улыбнуться и не сфотографироваться - здесь было просто невозможно.

Ужасы и звезды

Галерея «Виктория» пошла по принципу «показать все, что скрыто» - провела публику в обычно закрытый зал здания и организовала экскурсии на крышу. Обыграть выставку «Электрическая Россия» взялся сам куратор. Для этого Сергей Баландин выбрал образ робота, и попытался очаровать всех темой новых медиа в современном искусстве. Музыкальные выступления, мастер-классы, творческие встречи - классика программы. Не обошлось и без поэта Григория Битнева. Он и музыкант Павел Куприянов переходили из музея в музей - как «красное знамя» этой Ночи.

Приятным сюрпризом стала программа Публичной библиотеки. Внезапно здесь решили провести «Ночь киноужасов» и угадали с темой. В огромный зал на лекцию было не протиснуться; все фотографировались с косплеерами, которые, кажется, в этот вечер, удивили костюмами даже самих себя; и к музыкальному оформлению в библиотеке отнеслись серьезно, пригласив в гости группу «Контора Кука».

Еще одним маленьким чудом «Ночи музеев» стал костел. Органная музыка и оригинальная подсветка зала создавали сказочную атмосферу. Весь костел изнутри засиял синим светом, а потолок сверкал яркими звездами.

У посетителей «Ночи музеев» уже существует традиция - всегда говорить «в прошлом году было лучше». Эта практика почти несокрушима - вкус новизны от ночных прогулок по музеям уже исчез, а концертными программами посетителей не удивишь. Но в этом году «Ночь музеев» подарила городу много сюрпризов. Может она не была самой длинной или самой фееричной, но зато она стала самой грамотной - именно такой, какой она и должна была быть в задумке.

Единственное, что сильно задевает гостей Ночи - это платный вход в музеи. Редко кто осмеливается открыть свои залы совершенно бесплатно, как это было задумано изначально. Даже галерея «Виктория» - главный оплот традиции бесплатного входа, в этом году сдалась.

Единственное, что сильно задевает гостей Ночи - это платный вход в музеи. Редко кто осмеливается открыть свои залы совершенно бесплатно, как это было задумано изначально

27

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3