Кинолента для советского героя

В ЦРК «Художественный» представили документальный фильм о Станиславе Петрове

Документальная лента «Человек, который спас мир» вышла в мировой прокат в 2014 году. Но в России на больших экранах появилась лишь на последней неделе февраля 2018-го. За это время многое изменилось, и, главное, не стало героя фильма - советского офицера Станислава Петрова.

Об этой истории очень любят снимать телевизионные документальные программы и писать длинные статьи - случившееся уже обрело статус легенды. В 1983 году в момент обострения отношений Советского Союза и США случился дикий инцидент, когда система предупреждения о ракетном нападении дала сбой и выдала информацию об атаке. Подполковник Станислав Петров принял решение не отвечать на ракетный удар без подтверждения дополнительной визуальной системы контроля и тем самым предотвратил третью мировую войну.

В документальной ленте Питера Энтони есть момент встречи Станислава Петрова с американским актером Кевином Костнером в 2012 году. Тогда Костнер произнес на съемочной площадке речь в честь советского героя, начинающуюся словами: «Мы часто играем в фильмах таких великих людей, как Станислав Петров, и нам очень повезло, что сегодня мы можем с ним познакомиться лично».

Сюжет ленты «Человек, который спас мир» оказывается весьма витиеватым и разобраться в нем достаточно сложно. Но в день премьеры ленты в ЦРК «Художественный» присутствовали один из продюсеров фильма Стивен Мао и исполнитель главной роли художественной части документалки Сергей Шнырев, они и помогли зрителям понять историю режиссера. После показа состоялась творческая встреча, где гости отвечали на вопросы и принимали благодарности от зрителей.

Режиссер поставил себе три задачи: первая - рассказать об инциденте 1983 года, вторая - напомнить о непроходящей угрозе ядерной войны, и третья - снять фильм о прощении. Линию прощения он рисует с помощью сложных взаимоотношений Станислава Петрова со своей матерью. Рефреном повторяется мысль, что человек, который с трибуны ООН вещает о прощении между США и Россией, никак не может забыть обиды и позвонить родной матери. Конечно, эта линия потом приводит главного героя с букетом цветов к двери мамы и завершает фильм классическим хеппи-эндом и идеей, что простить все-таки можно что угодно и кого угодно, разве что на словах осуществить это гораздо легче, чем на практике.

Есть еще одна сюжетная составляющая, как Петров путешествует по Америке - едет в гости к своему кинокумиру Кевину Костнеру. Здесь ему жмет руку и Роберт Де Ниро, и представляется Мэтт Дэймон. Ситуация вокруг Петрова рассказывается как парадокс - вот, смотрите, настоящий герой ходит среди нас! Все это не исключает вкраплений из 1983 года - секретный бункер, воссозданный по памяти Петрова в Риге, страшный момент принятия решения, слезы облегчения, предательство со стороны руководства. Очень хочется попросить режиссера и сценариста остановиться и не пытаться впихнуть всю жизнь человека в полтора часа, но он еще успевает вставить несколько эпизодов из личной жизни офицера - болезни и трагической смерти его жены.

В итоге фильм получился сложным - по структуре, по идее, по сюжету. Режиссер хотел слишком многое рассказать, и в итоге повествование напоминает бессвязную речь. Есть несколько странных высказываний в сторону России, и напоминание об угрозе ядерной войны от Питера Энтони звучит скорее как угроза, нежели как предупреждение. Но режиссер и продюсеры сделали самое главное - в очередной раз напомнили о волевом решении Станислава Петрова. В день премьеры в «Художественном» были только согнанные из вузов студенты, но мало кто сидел в Интернете с телефона, как обычно бывает на подобных плановых мероприятиях. Все внимательно смотрели фильм, а некоторые девушки успели поплакать. Вот тот случай, когда благородная цель искупает огрехи мастерства.

20

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1