Кинолента для советского героя

В ЦРК «Художественный» представили документальный фильм о Станиславе Петрове

Документальная лента «Человек, который спас мир» вышла в мировой прокат в 2014 году. Но в России на больших экранах появилась лишь на последней неделе февраля 2018-го. За это время многое изменилось, и, главное, не стало героя фильма - советского офицера Станислава Петрова.

Об этой истории очень любят снимать телевизионные документальные программы и писать длинные статьи - случившееся уже обрело статус легенды. В 1983 году в момент обострения отношений Советского Союза и США случился дикий инцидент, когда система предупреждения о ракетном нападении дала сбой и выдала информацию об атаке. Подполковник Станислав Петров принял решение не отвечать на ракетный удар без подтверждения дополнительной визуальной системы контроля и тем самым предотвратил третью мировую войну.

В документальной ленте Питера Энтони есть момент встречи Станислава Петрова с американским актером Кевином Костнером в 2012 году. Тогда Костнер произнес на съемочной площадке речь в честь советского героя, начинающуюся словами: «Мы часто играем в фильмах таких великих людей, как Станислав Петров, и нам очень повезло, что сегодня мы можем с ним познакомиться лично».

Сюжет ленты «Человек, который спас мир» оказывается весьма витиеватым и разобраться в нем достаточно сложно. Но в день премьеры ленты в ЦРК «Художественный» присутствовали один из продюсеров фильма Стивен Мао и исполнитель главной роли художественной части документалки Сергей Шнырев, они и помогли зрителям понять историю режиссера. После показа состоялась творческая встреча, где гости отвечали на вопросы и принимали благодарности от зрителей.

Режиссер поставил себе три задачи: первая - рассказать об инциденте 1983 года, вторая - напомнить о непроходящей угрозе ядерной войны, и третья - снять фильм о прощении. Линию прощения он рисует с помощью сложных взаимоотношений Станислава Петрова со своей матерью. Рефреном повторяется мысль, что человек, который с трибуны ООН вещает о прощении между США и Россией, никак не может забыть обиды и позвонить родной матери. Конечно, эта линия потом приводит главного героя с букетом цветов к двери мамы и завершает фильм классическим хеппи-эндом и идеей, что простить все-таки можно что угодно и кого угодно, разве что на словах осуществить это гораздо легче, чем на практике.

Есть еще одна сюжетная составляющая, как Петров путешествует по Америке - едет в гости к своему кинокумиру Кевину Костнеру. Здесь ему жмет руку и Роберт Де Ниро, и представляется Мэтт Дэймон. Ситуация вокруг Петрова рассказывается как парадокс - вот, смотрите, настоящий герой ходит среди нас! Все это не исключает вкраплений из 1983 года - секретный бункер, воссозданный по памяти Петрова в Риге, страшный момент принятия решения, слезы облегчения, предательство со стороны руководства. Очень хочется попросить режиссера и сценариста остановиться и не пытаться впихнуть всю жизнь человека в полтора часа, но он еще успевает вставить несколько эпизодов из личной жизни офицера - болезни и трагической смерти его жены.

В итоге фильм получился сложным - по структуре, по идее, по сюжету. Режиссер хотел слишком многое рассказать, и в итоге повествование напоминает бессвязную речь. Есть несколько странных высказываний в сторону России, и напоминание об угрозе ядерной войны от Питера Энтони звучит скорее как угроза, нежели как предупреждение. Но режиссер и продюсеры сделали самое главное - в очередной раз напомнили о волевом решении Станислава Петрова. В день премьеры в «Художественном» были только согнанные из вузов студенты, но мало кто сидел в Интернете с телефона, как обычно бывает на подобных плановых мероприятиях. Все внимательно смотрели фильм, а некоторые девушки успели поплакать. Вот тот случай, когда благородная цель искупает огрехи мастерства.

20

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1