Настало время перемен

При нынешних темпах технического перевооружения через два-три года ПАО «Кузнецов» превратится в новое современное предприятие, разрабатывающее и выпускающее перспективные авиадвигатели
Если двигаться такими темпами, как сейчас, то через два-три года мы получим фактически новый завод с совершенно иными возможностями и условиями труда
Если двигаться такими темпами, как сейчас, то через два-три года мы получим фактически новый завод с совершенно иными возможностями и условиями труда

ПАО «Кузнецов» завершает восстановление серийного производства авиадвигателя НК-32-02 для стратегического бомбардировщика Ту-160. О перспективах предприятия и о его месте в структуре ОДК «ВК» рассказал заместитель гендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации — исполнительный директор ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич.

Свое место в кооперации

- В последние годы перед ПАО «Кузнецов» стояли непростые задачи. Одна из них – восстановление серийного производства модернизированного авиадвигателя НК-32 серии 02. Как продвигается эта работа?

- Задача «воспроизвести двигатель НК-32 серии 02», возможно, кому-то казалась простой, но это лишь на первый взгляд. На деле речь шла практически о постановке в серию с нуля. Это потребовало масштабных и разносторонних усилий. Мы справились и выходим на финишную прямую. Собираются и проходят испытания двигатели установочной партии. Я считаю, коллективу «Кузнецова» есть чем гордиться.

- Планирует ли «Кузнецов» развивать ракетную тематику, работы по контрактам с «Газпромом»?

- Производство двигателей для ракет-носителей «Союз-2» РКЦ «Прогресс» у нас отлажено. Это производство – важный фактор экономической устойчивости завода: оно обеспечивает нам порядка 40% выручки. Мы активно работаем и над совершенствованием газоперекачивающих аппаратов в интересах «Газпрома». Наш двигатель НК-36СТ с разработанной у нас в КБ малоэмиссионной камерой сгорания по своим экологическим параметрам соответствует перспективным требованиям «Газпрома».

- Современное авиапроизводство в Европе и мире – это разветвленная кооперация. Какое место занимает «Кузнецов» среди предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК)?

- В ОДК есть глубокое понимание того, что без тесных кооперационных связей между заводами выпускать конкурентоспособные двигатели в наше время невозможно. Главный принцип такой: каждый завод, который может делать что-то лучше других, делает это для всей корпорации на выгодных условиях. Исключение – те ключевые узлы и детали, в которых сосредоточены главные конструктивные особенности двигателя, собираемого на заводе.

У «Кузнецова» в этой кооперации свое место. Мы, например, делаем для всей ОДК крупногабаритное литье из жаропрочных сталей. С этой компетенцией нас включили в программу производства перспективного двигателя ПД-35. Мы же располагаем испытательной базой для этого мощного изделия.

Заменить наше предприятие не может никто, и это хорошо понимают и в ОДК, и в Госкорпорации «Ростех». При этом, например, ряд деталей из титана мы сами не производим, их делают в Уфе. Там центр компетенций ОДК по титановому литью и оборудование, как мы говорим, «из XXI века». Наши двигатели на 30% состоят из деталей самарского завода «Металлист». Это сотрудничество продолжается десятки лет, и оно будет продолжаться – это нормальная практика.

Стратегические задачи

- Всё, о чем вы сейчас сказали – важно. Но для заводчан, для всей Самары еще важнее знать: что ждет «Кузнецов» завтра? Какие стратегические задачи поставлены перед предприятием?

- Наша главная стратегическая задача – сделать предприятие современным высокотехнологичным серийным заводом, способным в сжатые сроки осваивать производство новых двигателей. О восстановлении серийного выпуска НК-32-02 я уже сказал, но сегодня уже видна потребность восстановить производство и таких наших двигателей, как НК-25 и НК-12МП для бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-95. Дальняя авиация России летает интенсивно, а жизненный цикл двигателя в разы короче, чем у самолета.

Всеми этими двигателями мы занимаемся в рамках гособоронзаказа. Президент России в своем Послании большое внимание уделил вопросам обороны, и мы понимаем, что у «Кузнецова» в перспективе – стабильный портфель стратегически важных заказов не на одно десятилетие.

- Почему вы делаете акцент именно на освоении новых изделий?

- Без этого нет смысла говорить о перспективах. Я много лет проработал на Уфимском моторостроительном заводе, а затем в руководстве ОДК. Хорошо знаю все предприятия, которые в нее входят. И так сложилось, что все они за последние годы осваивали выпуск новых авиадвигателей.

А «Кузнецов» не занимался этим двадцать три года. За это время выросло поколение специалистов, которые не делали новых авиадвигателей. По этой тематике мы занимались только ремонтами и поддержанием ресурса уже выпущенных изделий. Вот почему нам нужна глубокая перестройка всей идеологии завода, и мы этим занимаемся.

Полным ходом идет техническое перевооружение – приобретается новое оборудование, строятся новые корпуса. На средства, полученные в рамках ФЦП, построен, аттестован и работает новый испытательный стенд для НК-32 серии 02.

- Какую роль в этом процессе играет ОДК?

- В руководстве ОДК и Госкорпорации «Ростех» наши начинания получают полную поддержку. И мы, и корпорация сделали все возможное, чтобы предприятие было включено в федеральные целевые программы. Это дает результат. Средства перечислены, и если двигаться такими темпами, то через два-три года мы получим фактически новый завод с совершенно иными возможностями и условиями труда.

Уникальная возможность

- Что делается на «Кузнецове» по программе технического перевооружения?

- Смотрите, в 2018 году у нас запускается новое гальваническое производство и первый комплекс производства шестерен. На будущий год построим корпус производства компрессоров. На два этапа разбит процесс развития инструментального производства: в 2018-м завершим первый, в 2019-м – второй.

У нас большая программа развития площадки в поселке Управленческом, где будет создан Центр компетенции по крупногабаритному жаропрочному литью. Масштабный проект с объемом инвестиций на уровне миллиарда рублей.

Там же будет и Центр компетенции по аддитивным технологиям — в это направление уже инвестировано около 200 млн рублей. Оборудование мы получили - это самая большая машина в нашей стране, которая позволит методом лазерного спекания порошковых материалов выращивать детали диаметром более 2,5 метра.

Наш центр станет одним из филиалов Центра компетенции ОДК по аддитивным технологиям. Мы планируем выпускать для всех предприятий корпорации крупногабаритные корпусные детали сопловых аппаратов, камер сгорания.

- Будут ли на «Кузнецове», как раньше, разрабатываться новые перспективные двигатели?

- Сейчас у нашего конструкторского подразделения появилась уникальная возможность снова стать вровень с ведущими конструкторскими бюро России в области двигателестроения. На площадке в поселке Управленческом запланировано строительство нового здания КБ, разработана программа развития опытного производства. Это – часть общей идеологии развития конструкторского направления ОДК. Финансирование открыто, и обратного хода никто не даст. Все очень серьезно: нужен результат. На «Кузнецове» будет разрабатываться перспективный авиадвигатель в кооперации с другими предприятиями ОДК. Это позволит заводу совершить настоящий рывок.

Наши люди могут все

- А люди готовы реализовывать все эти сложнейшие программы?

- Наш коллектив способен на многое. На каждом совещании, во время каждого разговора в цехах я говорю людям: «Верю, что вы можете это сделать». И это не пустые слова – я действительно верю в наших людей, и их дела подтверждают мою уверенность.

Сейчас главная задача – изменить идеологию завода. Нужно, чтобы каждый специалист, руководитель понимал, что мы работаем на результат – создаем моторы. Все остальное – финансы, снабжение, кадры – только в помощь.

Нам надо учиться у коллег с других предприятий ОДК, которые уже сделали то, что мы только начинаем. И люди хотят учиться. Например, в заявках на обучение от начальников цехов мы видим очень серьезные дисциплины. Создали Совет начальников цехов – это мыслящие специалисты, на которых можно опереться. Нашли и стимулируем тех, кто, имея опыт работы на станках, глубоко понимая производство, готов занять должность мастера. Это тоже опора перемен.

За последние полтора года мы много сделали для омоложения кадрового состава. В 2017 году приняли около 70 молодых специалистов, окончивших вузы, из них около 20-ти – по целевому набору. Еще 144 наших студента-целевика продолжают учебу. Мы приглашаем выпускников профильных вузов прошлых лет и бывших работников «Кузнецова», которые нашли себя в каких-то других сферах деятельности. И эти люди отзываются на приглашения.

В субботу наши работники заселились в арендный дом – это первый подобный опыт в Самарской области. Надо искать пути решения жилищной проблемы, чтобы люди, связавшие жизнь с «Кузнецовым», жили достойно.

Сегодня мы понимаем, что у «Кузнецова» в перспективе – стабильный портфель стратегически важных заказов не на одно десятилетие.

388

 

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1