Дорога к «Берегине»

Мастера из села Камышевка приглашают в гости

Едем из Похвистнева. Машина останавливается на дороге у таблички с надписью «55 км». Дальше в Камышевку не проехать – можно застрять. Эльвира Еруславовна Маськова, камышевская мастерица, успевшая продрогнуть на холодном ветру, встречает нас у дороги - «иначе, - говорит, - не найдете» - и ведет к себе в «усадьбу».

Всем рады

Идти по бездорожью около километра. «Вот так гостей встречаем в условленном месте, - говорит Эльвира Еруславовна. - Кто по этой дороге спустится? Чуть дождик покапал – грязь. Если же кто из водителей самонадеянно заедет сюда - может и застрять. Сколько уже таких случаев было, когда вызывали гусеничный трактор… Из-за границы тоже едут сюда. Кто приезжает - выкладывает потом фотографии в соцсетях с восклицательными знаками. Люди заранее знают, что едут в бездорожье. За плечами - рюкзак, в рюкзаке – пара сапог. А мы любим встречать людей. Всем рады».

Эльвира Еруславовна – единственный человек, у которого в паспорте написано «Родилась в Камышевке». Мама работала здесь учительницей в школе. Теперь здесь нет ни школы, ни магазина, ни большинства тех жителей, которые населяли Камышевку раньше. Зимой во всем селе живет три семьи.

Муж Эльвиры Еруславовны, Владимир Ильич Анисимов, тоже мастер. Вместе они и сотворили то чудо, которое притягивает сюда людей из ближних и дальних краев. 25 лет назад они приехали сюда, на родину Маськовой.

Начинали с благоустройства села – посадили повсюду цветы, кустарники, деревья. Их дом, по сути, - музей творчества. Фасад выложен галькой, из которой складываются затейливые рисунки. «В деревне, когда теленок родится, его сразу же заносили в избу. Вот и у меня в избе плетеный теленок», - говорит мастерица. Рядом - обереговые тряпичные куклы и домовенок, который бережет здешний уют. Разглядываем затейливые композиции из сухих трав, колосьев, веточек и коряг, поделки из лыка, цветов, корней деревьев. Среди всего этого многообразия взгляд останавливается на серии соломенных кукол, созданных по мотивам всех семи сказок Пушкина. Здесь же Ученый кот, который вот уже сколько столетий кружит вокруг зеленого дуба, рассказывая сказки. Сам Александр Сергеевич в сюртуке и цилиндре находится тут же, наблюдая за «соломенной» жизнью своих созданий.

Каких персонажей только нет в этом доме… Жнец, на дуде игрец, плясуны, грациозный олень, трогательные ягнята. Рядом с поделками необычные картины, которые Маськова создает из природного материала – сушеных цветов, веточек, листьев. По некоторым картинам можно было бы изучать историю балета. «Однажды у меня душа зачирикала – захотелось писать балет, - говорит мастерица. - Здесь сцены из самых знаменитых постановок – «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и других».

Домовой Нафаня

Тут же, в доме, мы видим старинные предметы крестьянского быта - подарки жителей округи. Глиняная и деревянная кухонная утварь, берестяные туески, всевозможные плетенные корзиночки, старинные весы, ухваты, кованые гвозди, фонари, барабан, керосинки, прялки, пахталки разных времен, тулуп.

Во дворе размещается одна из самых необычных композиций мастеров – на зиму она прячется под чехлом. Это созданные из сена в натуральную величину фигуры крестьянина и его жены, восседающих на телеге с овощами. А в телегу запряжена лошадка, тоже из сена и тоже в натуральную величину. Эта композиция стала в свое время украшением московской агропромышленной выставки–ярмарки «Золотая осень». Среди необычных обитателей двора есть и корова, также созданная в натуральную величину из соломы и цветов.

Иногда вся семья – дочери, зятья и внуки – собирается  вместе в уютной беседке, увитой зарослями винограда, которые служат оберегом. И с ними рядом как глава рода - дед Андрей, дедушка мастерицы, воплощенный в соломе.

«Судьба у деда была непростая, вспоминает Эльвира Еруславовна, – прошел он Великую Отечественную и ГУЛАГ. А память о себе оставил как человек добрый и мастеровитый»

Дерево с обилием сучков рядышком послужило основой композиции, посвященной отцу Эльвиры Еруславовны. «Он был у меня столяр-золотые руки, - говорит мастерица. - Называл себя сучкоедом. И дедушка и бабушка по отцовской и материнской линии - все они рукодельничали». Это пристрастие переняли и дочери Эльвиры Еруслановны и Владимира Ильича. Дочерей у них четыре. Сейчас Эльвира Еруславовна нянчит десятого внука – ему посвящена одна из композиций, которая называется «Внук, скорее подрастай, да к работе привыкай».

Неподалеку банька, а рядом с ней – еще одно занятное создание мастеров, домовой Нафаня, который следит за порядком.

«Пиши проект»

«Помните сказку о Простоквашино? – говорит мастерица. – Там корова столько давала молока, что оно хранилось даже в рукомойниках. Так и у нас скопилось столько поделок, что некуда уже их ставить. И вот десять лет назад я пошла в районную администрацию - просить, чтобы выделили помещение под музей. Тогда как раз объявили конкурс проектов сельского туризма. Мне сказали: «Пиши проект». Написала. Из сорока самарских проектов победили семь. В их числе и наш проект ремесленной усадьбы «Берегиня».

Районные и областные архитекторы дали волю своей фантазии. Макет будущего комплекса, в котором было все, что только возможно придумать, вплоть до площади с колокольней, ресторана и бара, побывал на одной из московских выставок, вызывая ахи. Некоторые средства массовой информации поспешно отрапортовали, что «в Камышевке полным ходом идет строительство музея-усадьбы «Берегиня». Затем макет несколько лет простоял в музее имени П.В. Алабина. На том дело и кончилось. Теперь проект находится в доме у Эльвиры Еруслановны в Камышевке. Довольно быстро выяснилось то, что и так было очевидно: никакой инвестор не станет вкладывать сотни миллионов в грандиозный туристический комплекс в маленькой деревне.

«А так хочется продолжать поделки делать, - говорит  мастерица. - Но надо же их где-то держать. Поэтому мы и строим музей. Сами».

Будущий музей – это еще один дом неподалеку. История его обретения такова. Однажды над Камышевкой пронесся ураган. Повалило деревья вокруг заброшенного бревенчатого сельсовета. Ветром выбросило на дорогу старую доску. Эльвира Еруславовна подняла ее и увидела надпись: «1 мая 1913 года». Они с мужем зашли внутрь, увидели старинную печь и почувствовали, что их ремесленный музей должен быть именно здесь, в этом столетнем доме. К тому времени дом был совсем плох. Нижние венцы сгнили. Кругом мусор. Но мастера не отчаивались – их согревала идея будущего музея. Выкупили дом, оформили землю, провели ремонт, обновили крышу, на окнах появились красивые резные наличники. Рядом посадили деревья, сделали плетень. Неподалеку сами строят часовенку. Музей Эльвира Еруславовна думает открыть через год–два. Но и сейчас уже многое сделано. В доме обустроены просторная комната – конференц-зал, помещение для мастер-классов, библиотека. И сюда, в этот будущий музей, сельчане несут разные старинные предметы быта.

«Одну комнату в будущем музее я бы уделила Кижам, - говорит Эльвира Еруславовна. - У нас есть точные копии чудесных храмов в Кижах. Главный храм должен стоять в центре – ходи вокруг него и считай купола. Тут же разместилась бы и копия храма Святой живоначальной Троицы, которую построили в Антарктиде. Два года эта наша работа стояла в Москве на выставке. Были желающие купить ее, а мы не продали. А что, у них всего полно, а нам самим надо. Правда?»

Эльвира Еруславовна и Владимир Ильич готовы радушно встретить каждого из приехавших сюда гостей. Познакомить со своим творчеством. Дать мастер-классы, погрузить в атмосферу народного творчества. Собираются они создать кукол в натуральную величину в разных национальных одеждах. Одни будут встречать гостей хлебом-солью. Другие - сидеть за трапезным столом в одной из комнат. А люди будут к ним в гости приходить. Многое могут мастера из Камышевки. Вот только километрового участка дороги от трасы до села не могут построить – нет на это у них ни средств, ни права. А ведь надо бы построить эту дорогу к «Берегине», правда ведь?

56

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4