Не только реставратор

Новый главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета о вкусах, престиже профессии и преимуществах провинции

Юрий Бурлака известен как уникальный реставратор старинных балетов. В 2009-2011-м он руководил балетом Большого театра, в этом сезоне приехал в Самару, а в декабре выпустил здесь свой первый масштабный балет - «Эсмеральду». Дальше, судя по всему, ждем балеты XX века.

Не по столичным законам

- Балеты какого времени, по-вашему, уместны в академическом театре? Большой театр приглашает и неоклассических хореографов, и contemporary...

- На самом деле все зависит от места и традиций. Большой театр - театр с многовековыми традициями, огромным штатом, огромными финансовыми и художественными возможностями. Когда я руководил балетом Большого театра, там было 220 артистов.

Конечно, возможности других театров страны, в том числе Самарского, гораздо скромнее. Меньше история театра, меньше труппы, репертуар строится не по столичным законам. В этом есть своя прелесть и свои минусы. Провинциальные театры не могут так активно работать с западными хореографами и фондами, но они порой - хранители нашего наследия. Вполне возможно, что наступит момент, когда столичные театры его растеряют, а провинциальные сохранят базу.

- По каким принципам строится репертуар провинциальных театров? И как вы собираетесь строить самарский?

- Дело в том, что у разных театров страны разные взгляды на репертуар. В Самаре это в основном классика, и на нее ходит большая часть публики. Чтобы этот репертуар обновлять более современными балетами, должны быть незыблемые, фундаментальные версии классического наследия, над этим еще предстоит работать. С другой стороны, должна быть определенная политика подготовки артистов. Все нужно делать постепенно. Невозможно вдруг взять и поставить балет Форсайта, хотя это уже классик XX века.

Сейчас у нас идет процесс освоения и «подчищения» классического репертуара, так, как я его вижу. Как - мы попытались показать, работая над балетом «Эсмеральда». Классика может быть интересной и сегодняшнему зрителю, если над ней поработать.

Конечно, хочется большего. И главный балетмейстер театра не должен заполонять его только своим репертуаром. Тем более, что я занимаюсь такой узкой специализацией, как реконструкция и возобновление старинных спектаклей.

- Реконструированные сцены «Эсмеральды», информацию о которых можно найти в буклете - наследие вашей постановки в Большом театре?

- Да. Мой принцип работы с новым названием  - начинать со сбора информации. В зависимости от найденных документов берется за основу версия какого-то года. Кстати, самое большое собрание русских балетов XIX века находится в театральной коллекции Гарвардского университета. Они были записаны по системе Владимира Степанова, кордебалетного танцовщика Мариинского театра, и увезены в 1918 году Николаем Сергеевым, режиссером Мариинки. Для «Эсмеральды» в Большом театре была выбрана самая масштабная версия 1899 года, последняя редакция Петипа. Работая над балетом в первый раз, я всегда ставлю его максимально приближенно к оригиналу. Для самарского театра была сделана уже своя версия, в ее основе тоже спектакль 1899 года, но немножко по-другому скроенный.

Развивать вкус публики

- Московские критики после вашего назначения писали: «здорово, главное, чтобы у театра деньги были». То, чем вы занимаетесь, требует значительных средств.

- Да, это же как мода: если посмотреть, например, «Жизель» в 1970-х годах, мы увидим аскетичное художественное оформление, тюлевую аппликацию… А сейчас много выходит книг, дорогих костюмных фильмов, и представление о разных эпохах у рядового зрителя гораздо более «цветное», чем раньше. И мы стали четко делить, что спектакли эпохи Дягилева неразрывно связаны с декорациями Бенуа, Бакста или кого-то еще, балет XIX века - это тоже определенный стиль. И это стиль очень обстоятельный, несмотря на простые средства. Сейчас шел по сцене, смотрю на оформление оперы и думаю - да-а, как у нас все просто в балете до сих пор. Мы по-прежнему используем принцип XIX века - живописные декорации.

Но, опять же, театр - это не только старинные балеты. Театр должен развиваться и двигаться дальше, поэтому мне хочется в последующих шагах опираться еще и на XX век, на сегодняшних хореографов.

- А какие планы сейчас, после «Эсмеральды»?

- Планы есть у меня в голове, о них знает руководство, сейчас мы договариваемся с хореографами.

- Фамилии пока не назовете?

- Нет, пока рано. Но это уже определенные шаги в репертуаре, этих спектаклей здесь не было. А дальше будем смотреть, многое будет зависеть от наших возможностей. У меня много знакомых наследников именитых западных балетмейстеров, которые владеют правами на репертуар, я бы с удовольствием поработал с ними. Но для этого нам будет нужно дополнительное финансирование. Самарский балет еще не сталкивался с такой работой, может быть, когда-то, через несколько лет, мы попробуем и придем к этому. Нужно чтить традиции места, отношение и вкус публики, но нужно и развивать этот вкус.

- То есть пока в первоочередных планах классика? Или не только?

- Это балеты XX века, пластически разные, из разных времен - из начала XX века, из середины и ближе к концу века.

Расчистка полотна

- Рассказывают, что вы уже «почистили» балеты Петипа в самарском репертуаре.

- Это пока только первые попытки. Мне же приходится с ними сталкиваться очень оперативно. Но постепенно, знаете, как реставраторы кисточками, мы «расчищаем полотно». Начали с «Лебединого озера», продолжаем в других спектаклях, но одновременно работаем и над новым репертуаром. В этом году, помимо «Эсмеральды», поставили номера из балетов Петипа к Фестивалю имени Аллы Шелест.

- Как объяснить обычному зрителю, зачем ему еще раз смотреть «Лебединое озеро», после того, как вы поработали над спектаклем?

- Хороший вопрос. Не потому, что я поработал или не я, хотя собираюсь в ближайшее время окончательно почистить «Лебединое озеро», чтобы балет соответствовал одной редакции. Зрителям нужно ходить в театр независимо от этого, театр - это живое существо и живое искусство, сиюминутное, которое мы видим сегодня - и завтра оно уже не будет таким.

- В Большом театре до сих пор в репертуаре ваш знаменитый «Корсар», поставленный совместно с Алексеем Ратманским, а в Самаре этот балет идет в постановке Василия Медведева (с которым вы ставили в Большом «Эсмеральду»). Этот спектакль ждут какие-то изменения?

- Этот балет, конечно, останется в прежнем виде. Когда спектакль сделан добротно и другим человеком, со своим взглядом на балеты классического наследия, я просто не вправе ничего корректировать. Так же, как я не вправе ничего вносить в спектакли Кирилла Александровича Шморгонера. Когда балеты выпущены давно и не привязаны к авторству конкретного человека - это другое.

- Насколько укомплектована труппа самарского балета?

- Не до конца. Спасибо Самарскому хореографическому училищу, которому всего 10 лет, в прошлом году пять человек взяли в театр. Спасибо Пермскому училищу, которое обогащает труппу своими выпускниками. Но в общем-то по всем категориям есть вакантные места - и педагоги, и концертмейстеры, и артисты балета различных категорий - везде нам нужны люди. Это общая беда нашей балетной жизни, потому что школ вроде бы много, но престиж профессии немного упал, в какой-то момент она перестала быть такой востребованной, как в мое время. Те наборы, которые есть сейчас, не дают возможности театрам России укомплектоваться полностью (я не беру в расчет Большой или Мариинку). У всех, например, проблемы с мужским составом - мало мальчиков в балетных школах. Маленький набор даже в Московской академии хореографии.

- По всему, что вы говорите, выходит, что «реставратор балетов» - скорее не идеология, а ниша, которую вы заняли?

- И то, и другое. Понимаете, как любой образованный человек, я прекрасно разбираюсь в том, что происходит вокруг. Я не сконцентрирован только на балетах XIX века. Конечно, это определенная ниша, но она была так естественно мною занята... Это было вложено и впитано еще в школе, моими замечательными педагогами, в первую очередь Петром Антоновичем Пестовым. Просто «сеется» вроде бы на всех, а «прорастает» выборочно. Вот на мне «проросла» эта история, а моего одноклассника Алексея Ратманского всегда тянуло к собственному творчеству.

- А у вас не было желания поставить что-нибудь свое?

- (улыбаясь) Я же никогда не рассказываю, занимаясь старинными спектаклями, что там мое, а что нет.

255

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов