Полвека за баранкой

Уже 50 лет водитель троллейбуса из Тольятти делит с родным предприятием беды и радости
Сейчас Миннебану Нафина работает на уникальном «Литературном троллейбусе». Снаружи и внутри кузов оклеен портретами отечественных поэтов и писателей - Пушкина, Гоголя, Чехова, Лермонтова, Есенина и других. До недавнего времени визуальное оформление дополнялось звуковым сопровождением - выдержки из классиков звучали в салоне между остановками.
Сейчас Миннебану Нафина работает на уникальном «Литературном троллейбусе». Снаружи и внутри кузов оклеен портретами отечественных поэтов и писателей - Пушкина, Гоголя, Чехова, Лермонтова, Есенина и других. До недавнего времени визуальное оформление дополнялось звуковым сопровождением - выдержки из классиков звучали в салоне между остановками.

Среди 40 новых троллейбусов, которые равными частями поступают в Тольятти начиная с середины осени, есть один особенный. Ни внешним видом, ни технической начинкой он не отличается от остальных и уже подготовлен специалистами троллейбусного депо к выходу на линию. Но к пассажирам современная белоснежная машина пока не спешит, а дожидается персонального водителя – ветерана и заслуженного работника отрасли перевозок, горячего энтузиаста своей нелегкой профессии Миннебану Нафину.

От пустых салонов сжималось сердце

Совсем скоро исполнится 52 года со дня, когда на улицы Автограда впервые вышел электротранспорт. Из них ровно 50 лет за рулем «рогатого» трудится эта хрупкая и добрая женщина. Конечно же, Миннебану Сабриевна успела поработать на том самом первом троллейбусе, который полвека назад обслуживал единственный в городе маршрут №1, проложенный фактически в чистом поле.

Самый опытный шофер МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ) перевезла несколько миллионов пассажиров. Вместе с родным депо прошла огонь, воду и медные трубы. В кризисные годы, когда до полной ликвидации городского электротранспорта не хватало буквально пары подписей, Нафина брала путевой лист и выходила на маршрут, в отличие от тех, кто не выдержал трудностей. Но предприятие выжило и за последние три года смогло обновить подвижной состав на 90%, а сейчас даже готово принять в штат новых водителей.

Уходящий год стал для Миннебану Нафиной знаковым. «Во-первых, никогда за всю историю в троллейбусное управление не поступало единовременно столько новых машин, – объяснила заслуженный транспортник. – Во-вторых, благодаря появлению современной и комфортабельной техники нам удалось частично вернуть постоянного пассажира, пересевшего на маршрутки в самый сложный для ТТУ период. Пустые салоны троллейбусов я вспоминаю с болью в сердце… В-третьих, тольяттинцы, как и много лет назад, начали ощущать стабильность нашей работы. В сравнении с другими видами общественного транспорта троллейбус традиционно, еще с советских времен, отличается надежностью перевозок и строгим соблюдением графиков движения. И не в последнюю очередь это заслуга водителей».

Были и другие события, благодаря которым нынешний год навсегда запомнится Нафиной. Речь не только о получении нового троллейбуса, что ожидает ветерана в теплом уголке депо. Кроме профессионального полувекового юбилея женщина отпраздновала и свой личный, весьма почтенный. Обе круглые даты Анна Сабриевна (так она попросила обращаться к себе во время беседы. – Прим. авт.) встретила в кабине родной машины. В те дни ей сигналил и по шоферской традиции «моргал» фарами в знак приветствия каждый встречный водитель ТТУ.  

Престижная работа

Разумеется, настолько долгая трудовая биография Нафиной богата многочисленными наградами, благодарностями и прочим признанием заслуг. Например, в копилке ветерана есть звание «Лучший водитель троллейбуса», полученное по итогам всероссийского конкурса профмастерства. О многом говорит и знак отличия «За работу без аварий», выдаваемый исключительно шоферам высокого класса. Отдельное место на стене занимает почетная грамота за подписью министра транспорта России. Всего же тольяттинский водитель, ветеран и легенда пассажирской отрасли имеет более 30 поощрений.

«Когда я начинала, ежегодно открывались новые маршруты, строилась контактная сеть к главным городским заводам и в жилые микрорайоны, – вспоминает Нафина. – Ох, а какой был праздник по поводу запуска троллейбусов до проходных Волжского автозавода! Во времена СССР моя профессия считалась очень престижной. Нас уважали автомобилисты, почтительно уступая дорогу. Кроме того, на смену мы обязательно заступали в строгой форме – фирменной, красивой, с нашивками. Не в последнюю очередь людей привлекала и зарплата. В советские годы водитель троллейбуса получал около 300 рублей в месяц, а целый начальник троллейбусного управления, или, допустим, главный инженер – в два раза меньше, по 120-150 рублей. В современных же реалиях отношение к нашему труду стало заметно хуже. Имею в виду не деньги, а тот факт, что троллейбусу на улицах города сложно. Не припомню ни одного рейса без встречи с автохамами. Да и пассажиры попадаются проблемные».

Страх победила упорством

Нафина не стала искать лучшей доли и в 2000-е. Тот период оказался для троллейбусников драматичным. С 2002 по 2009 год МП «ТТУ» вообще не получило ни одной новой машины, хотя стабильная и надежная работа предприятия ежегодно требовала обновления парка минимум на 10%. Не хватало запасных частей, увольнялись грамотные ремонтники и первоклассные водители. Старые же троллейбусы, работавшие на износ, к тому моменту откатали по два срока эксплуатации, отведенных заводом-изготовителем. Электротранспорт не только отпугивал горожан своим внешним видом, но и часто ломался прямо во время очередного рейса. Понятно, что пассажиры хотели комфорта и регулярности движения – тогда, собственно, и появились пустые салоны, о которых упоминала Миннебану Сабриевна, а в адрес ТТУ особенно агрессивно зазвучали упреки: «Они возят воздух, а не людей»…

Позже и вовсе поднялся вопрос о закрытии троллейбусного сообщения в Тольятти. К счастью, в ситуацию вовремя вмешалось правительство Самарской области. После длительной работы экспертов отрасли и экономистов был найден вариант, позволивший в итоге сохранить в Автограде и троллейбус, и наиболее популярные маршруты, и рабочие места. А заодно увеличить пассажиропоток, сократив убытки.

Но все эти переломные в истории тольяттинского электротранспорта события да и почтенный уже возраст не заставили Нафину предать дело всей жизни.  «Я очень привязалась к профессии. Люблю свой троллейбус, коллег и маршруты. Да и как покинуть родное предприятие, если мы вместе перенесли столько радостей и горестей?»

Заслуженный работник МП «ТТУ» приехала в Тольятти из сельской местности. И с детства хотела стать шофером. Спасибо отцу, который работал трактористом и привил дочери интерес к водительскому делу. Когда в конце 1960-х нынешний ветеран еще только училась водить, на ее руках уже была маленькая дочь. Все твердили: «Бросай тяжелый труд, у тебя же дитя!» Но она как-то все успевала, и ребенок никогда не оставался без внимания. «Первое время, садясь за руль троллейбуса, очень боялась работать на маршруте,  – рассказала Нафина. – В те годы в городе было много страшных аварий. Это был второй раз, когда я нашла в себе силы отбросить мысль о смене трудовой деятельности. В третий раз, спустя 15 лет, не выдержал мой супруг и сказал – мол, хватит, уходи. Мы поговорили, и он в итоге смирился. А дальше просто: чем чаще в процессе работы возникали поводы уволиться, тем острее крепло желание пойти наперекор обстоятельствам и остаться».

- Пока силы и здоровье позволяют крутить баранку, никуда не уйду. Почему, спросите вы? Боюсь умереть от скуки – наше поколение не привыкло сидеть без дела.

48

 

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31