театр

С авторского на зрительский

В Самарской филармонии выступил Александр Филиппенко.

Начав с рассказов Зощенко и стихов Блока, Александр Филиппенко в своем моноспектакле «У автора в плену» следовал через произведения Пастернака, Высоцкого, Довлатова ко дню сегодняшнему, связывая между собой век девятнадцатый, двадцатый и сегодняшний день.

Александр Филиппенко – известный многим поколениям зрителей и телезрителей, руководитель собственного театра «Моно-Дуэт-Трио», «человек – театр». «Когда в семидесятых начались проблемы в театре, я пришел пробоваться на киностудию, я читал стихи Юрия Левитанского… Но неожиданно режиссер прерывает и говорит: «Повернитесь в профиль, вправо, влево, дайте ему в руки автомат…».  И так началась плеяда моих отрицательных персонажей».

В фильмографии артиста более 80 картин. В детстве, помнится, невольно ассоциировали актера с его персонажами. Но вот в конце восьмидесятых «Мертвые души. Последние главы» Гоголя, от которых невозможно оторваться. Для многих, вполне возможно, знакомство с Гоголем началось именно с Филиппенко. А еще знаменитый эстрадный монолог «Козел на саксе» с легкой ноткой ностальгии о юности, о шестидесятых.

Александр Филиппенко и сейчас в своем спектакле говорил о шестидесятых, но не с ностальгией, а с грустью. С грустью о сегодняшнем времени. Начав с юмористического, забавного «Случая в провинции» Зощенко продвигался в глубь века двадцатого, тасуя, словно колоду карт, первое десятилетие двухтысячных, семидесятые, девяностые с рухнувшей на людей, словно гром среди ясного неба, рыночной экономикой, и опять тридцатые годы – Михаил Булгаков, Николай Эрдман…

Премьера первой пьесы Эрдмана «Мандат» в театре Мейерхольда состоялась в 1924 году, и сразу - приглашения, заказ киносценариев, все лучшие репризы довоенных лет, кинокомедии «Волга-Волга», «Цирк» - все принадлежит Эрдману, но его фамилию в титрах вы не найдете, почему? Виной всему колыбельная, строки которой «Спят герои, с ними Шмидт На медвежьей шкуре спит. В миллионах разных спален, Спят все люди на земле…Лишь один товарищ Сталин Никогда не спит в Кремле» изменили судьбу автора.

«Колыбельная» была прочитана Качаловым в Кремле, в присутствии Сталина, и Николай Эрдман прямо со съемок «Веселых ребят» из Гагр отправился в Енисейск, далее - запрет на работу, невозможность вернуться в Москву и прочее. Деятели культуры писали письма в его защиту. Эрдмана вернули, ему дали работу в ансамбле НКВД, он писал программы для эстрадных вечеров. А конферансье в этом ансамбле был молодой Юрий Любимов, и в 1964 году, когда родился театр, Эрдман стал почетным, неофициальным членом художественного совета. Мне посчастливилось работать в театре на Таганке с 1969 по 1975 годы, и Николай Эрдман, пока был жив, всегда приходил на наши капустники и читал свои небольшие произведения», - рассказывал Филиппенко.

В своем моноспектакле актер вспоминал об оттепели: «ХХ съезд, развенчание культа личности, решили все раскрыть, но еще не решили, как все снова закрыть... Но оттепель началась, природу уже было не остановить…» Стихи Вознесенского, Евтушенко, Высоцкого звучали, перемежаясь с афоризмами Жванецкого, а далее стихи Бродского, Пастернака и проза Довлатова. Словно пытаясь заново прочувствовать, переосмыслить, понять время, он разбирал его на события, факты биографий, стихотворные строчки, забытые и еще популярные мелодии.

«Шестидесятые, семидесятые - для меня еще не остывшее время, а сколько уже толкователей? Так лихо научились передергивать факты, как будто живых свидетелей не осталось. Я вот живой свидетель и мои любимые авторы, точнее, их произведения. Там все написано, а я лишь переводчик с авторского на зрительский. И вам решать, что из этих воспоминаний сдать в архив, а над чем задуматься…» - говорил Филиппенко.

24

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов