Расцвет и закат Смольково

Историю старинной усадьбы Осоргиных исследует сельский краевед
Каменная церковь во имя Пресвятой Троицы с приделами во имя князя Александра Невского и Сергия Радонежского считалась самой красивой в округе
Каменная церковь во имя Пресвятой Троицы с приделами во имя князя Александра Невского и Сергия Радонежского считалась самой красивой в округе

К областным памятникам истории и архитектуры относятся хозяйственные постройки в селе Смольково Исаклинского района. Попав сюда, трудно себе представить, какая жизнь текла в этом селе лет полтораста назад. Нам повезло: нашим провожатым была местная жительница Любовь Васильевна Овсянникова, которая в течение многих лет по архивам и воспоминаниям старожилов исследует историю родного села. Она встречает здесь туристов. Оттого путешествие по Смольково и окрестностям наполняется особым смыслом.

Лебединое озеро

Дворянский род Осоргиных (Осо́рьиных)  восходит еще к XV веку. Наиболее известный представитель этого рода – известный писатель Серебряного века Михаил Осоргин, высланный в 1922 году из Советской России на одном из Философских пароходов.

Имение в селе Смольково Бугурсланского уезда унаследовал один из его предков, Савва Федорович Осоргин, надворный советник, бывший одно время Оренбургским предводителем дворянства.

Село Смольково в свое время было гораздо больше, чем Исаклы. Оно считалось волостным центром. А образовано было Смольково, по данным, найденным местным краеведом, в 1756 году.

Любовь Васильевна показывает высокий горделивый тополь на возвышенности. Здесь стояла красавица-церковь, построенная на средства Саввы Федоровича Осоргина в 1833 году.

«Эта каменная церковь во имя Пресвятой Троицы с приделами во имя князя Александра Невского и Сергия Радонежского, считалась самой красивой в округе, - рассказывает Любовь Васильевна. - Сама белая, фундамент красный. Два блестящих бронзовых купола. Вмещала церковь до тысячи богомольцев. Потолок в ней был круглый, неописуемой красоты, с изображением ангелов, архангелов и апостолов. Сверху свисали огромные люстры на цепях. На стенах - иконы с изображением Варвары-мученицы, Казанской божьей матери. Чугунный пол был покрыт лаком. Звон колоколов, говорят, был слышен за шесть километров...»

В советское время церковь перешла во владение самарского губисполкома. В 1938 году церковное здание было разобрано на колхозные нужды. Сохранилась от него лишь одна каменная плита. Когда церковь разрушали, многие местные жители плакали, причитали. Овсянникова рассказала такую легенду: «Когда ломали церковь, забурлило рядом озеро, и от берегов стали отрываться куски почвы с кустарниками. Эти плавучие островки блуждали по озеру не один год, давая пристанище утиным выводкам и лебедям. Тогда–то озеро и назвали Лебединым».

Кстати, и само образование Лебединого озера – тоже легенда. Кто теперь скажет, насколько эта история соответствует действительности? А история такая. В 1919 году, во время Гражданской, как будто не выдержав раскола в людях, земля дала трещину. Недалеко от села, на склоне речки Малый Суруш, она, к ужасу случайных очевидцев, вдруг провалилась, образовав впадину в триста метров в поперечнике. Впадина сразу же заполнилась водой, выбрасывая вверх фонтаны. Но когда наступила мирная жизнь, вода успокоилась.

Недалеко от дороги видим растущие совсем рядом дуб и березу. С ними тоже связана легенда. Много лет назад ветер положил в одну ямку два семечка – от дуба и березы. С тех пор и растут они вместе, пронзая друг друга ветвями. Стоят они на поляне, на которой каждое лето созревает много ягод. Поляна так и называется – Ягодная. А рядом, на склоне, между двумя овражками, когда-то находились подземные печи по обжигу извести. Они предназначались для строительства домов и хозяйственных построек. Вообще село пересекается шестью оврагами. Каждый имеет свое название. Самый большой – Подмарев овраг.

Напротив Ягодной поляны когда-то стоял деревянный винно-водочный завод, принадлежавший Осоргину. Позже на этом месте разместилась участковая больница. В пятидесятые годы, после ее закрытия - птичник.

В справочной информации об областных памятниках истории и архитектуры говорится о хозяйственных постройках в Смольково. На самом деле, время сохранило фундамент и фрагменты стены лишь одной исторической постройки – усадебной конюшни.

Вот старинная кладка из бутового камня, скрепленная, как было принято в то время, раствором, замешанном на яичном белке. Рядом, на лугах, были выпасы. Пасущихся здесь лошадей можно было увидеть и в советское время, пока колхоз не развалился. Здание конюшни использовалось по своему первоначальному назначению.

Рядом, слева от реки Малый Суруш, располагался усадебный дом помещика Осоргина. Большое, с флигелем и желтыми наличниками здание, окруженное садом. В саду было много малины, яблонь. Часть деревьев пережили трудные времена, и местные жители до сих пор лакомятся яблоками из барского сада. Дом сохранялся долго. Его можно увидеть еще на фотографиях шестидесятых годов прошлого века. А сломали его и растащили на стройматериалы для колхозных нужд в семидесятые годы.

Барский родник

Смольково славилось своими ярмарками, которые проходили на площади. Здесь были карусели, украшенные, словно елка, бусами. Звучали русские народные песни, музыканты играли на гармошках, барабанах, бубнах. А кукловоды давали представления с Петрушками. На торговых прилавках продавали самые разные товары – деревянные кадушки, квашни, глиняные горшки и много чего еще.

«В селе был красивый пруд и пять водяных мельниц, - рассказывает краевед. - Сюда приезжали из окрестных сел молоть зерно на муку, из которой получался лучший в округе хлеб».

Прямо в селе, на каменистом склоне, бьет родник, который до сих пор именуют Барским. «Родник был очень красивым и считался святым, - говорит Любовь Васильевна. - Вода текла по желобам, сверху покрытым деревянным настилом. Крестьяне, приезжавшие в церковь на престольный праздник или на ярмарку, на ночевку останавливались около родника».

Лет двадцать назад местные жители обустроили Барский родник, посадили рядом березки. Теперь это место облюбовали расплодившиеся в районе бобры. Возле родника мы видим деревья, обработанные острыми бобровыми зубами. Построив запруду, зверьки создали проблемы для людей. Вода стала заболачиваться – сваленные деревья перегородили ей дорогу. В общем, это можно исправить, считает Любовь Васильевна. Нужно только руки приложить...

По дороге, размокшей от дождя (местные власти так и не собрались проложить к селу асфальт) идем туда, где была купальня барыни Осоргиной.

«Барыня была парализована, - рассказывает Любовь Васильевна. - Слуги возили ее в инвалидной коляске. По воспоминаниям старожилов, барыня была доброй, давала крестьянским ребятишкам деньги, а те взамен приносили ей из леса костянику. А купальня для нее была построена в виде дубового сруба. Горячую воду сюда привозили бочками».

И это место сегодня тоже облюбовали бобры, запрудившие водоем.

Мастера

Крестьяне в селе Смольково в основном занимались земледелием. А также освоили суконное и кузнечное производство. В селе жили плотник, столяры, печники, валяльщики.

Народная память сохранила имена самых искусных мастеров. Это славившийся на всю округу валяльщик Никита Яров, чьи валенки были не только удобными и прочными, но и красивыми. И столяр Евсеев, изготавливавший столы и шкафы, отделанные изящной резьбой...

Смольково славилось своими ярмарками. Здесь были карусели, украшенные, словно елка, бусами. Звучали русские народные песни, играли музыканты
32

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов