Горький на Левановке

В Самаре прошла III Самарская литературная биеннале

На Самарской литературной биеннале в третий раз прошел фестиваль современной драматургии «Левановка». На этот раз посвященный не только тольяттинскому драматургу Вадиму Леванову, но и Максиму Горькому.

Два увесистых тома

Фестиваль памяти Вадима Леванова, драматурга, педагога и культуртрегера, известного далеко за пределами его родного Тольятти, прошел в третий раз. Организованный Самарским литературным музеем и театроведом Марией Сизовой форум на четвертый год после старта стал развиваться дальше - в программе наконец появились спектакли, темы обсуждений становятся шире. Остались и традиционные читки пьес Вадима и его учеников.

Открылась «Левановка» (названная так по аналогии с «Любимовкой» - московским фестивалем современной драматургии) презентацией полного собрания сочинений Вадима. Подготовил два увесистых тома тольяттинский журналист Вячеслав Смирнов. В Самару приехали сигнальные экземпляры, тираж выйдет только в следующем году - всего около 100 экземпляров, но в этих двух 700-страничных книгах собраны абсолютно все дошедшие до нас тексты Вадима. Рассказывая о трудностях систематизации архива, редактор (и в шутку, и всерьез) посоветовал драматургам Михаилу Дурненкову и Юрию Клавдиеву заниматься этим уже сейчас: «Заботьтесь о своем творческом наследии, пока живые».

«Тольяттинскую школу драматургии» в этом году представляли один из братьев Дурненковых и Юрий Клавдиев - Герман Греков, которому Леванов тоже дал «драматургический пропуск» в мир, выпускает премьеру в ростовском театре «18+», а Вячеслав Дурненков не смог по семейным обстоятельствам.

Может быть, поэтому, но скорее потому что фестиваль развивается дальше, в этом году здесь меньше говорили про самого Вадима. И это кажется логичным - стартовав как творческие поминки по любимому многим человеку, теперь фестиваль современной драматургии выруливает на более масштабные темы. И это, пожалуй, лучшее, что можно придумать в память о Леванове.

Теории и практики

Третья Самарская литературная биеннале названа «Возвращение Максима» и посвящена будущему 150-летию Максима Горького. Разговорам о современной драматургии и наследии Горького посвятили большую часть второго дня. Михаил Дурненков сравнивал нашу драму с карликовой березой (которая не лучше, не хуже, а «другая»): «Российская драматургия передает ощущения человека в космосе. Человек слаб перед внешними силами и все, что у него есть - это его внутреннее наполнение, душа. Я много работал с иностранными режиссерами, и они не понимают этого. По западному канону, он должен прийти в дом, изменить все и зажить. А у нас почему-то все бросил, котомку взял и пошел. И мы внутренне понимаем, что это правильно!»

«Пьянство не делает горьковских проповедников пародийными, кто вам сказал, что у Горького вообще было чувство юмора», - возражала драматург и преподаватель питерского РГИСИ Наталья Скороход заместителю директора Гослитмузея Эрнесту Орлову. Определив Горького как «нечитаемого классика», из 16 пьес которого по-прежнему актуальна только «На дне», а прозу вообще по доброй воле мало кто берет в руки, Скороход сама же и объяснила феномен наших отношений с писателем: “Наследие бывает экспонатное и ресурсное. Например, Пушкин — экспонатное, мы уже решили, что он «наше все». А вот Горький - наследие ресурсное, потому что у нас еще не выработалось авторитетного взгляда на эту фигуру. Мы его еще не поместили на ту полку, с которой все бы согласились”.

Юрий Клавдиев, как только приехал, сразу заявил, что Горький - его любимый писатель. А критик Кристина Матвиенко просматривает влияние Горького на структуру диалога у Клавдиева. «Я, как Горький, пишу людей нового типа» - соглашается Клавдиев. «Мне кажется, Захар Прилепин - Горький нашего времени», - предположил Михаил Дурненков. Поначалу прозвучавшая странно, идея рассмотреть новую драматургию в контексте классика на деле оказалась продуктивной.

Театр «с секретом»

Театральная программа большей частью уместилась в первый день «Левановки», на закрытие оставили только спектакль «Я - пулеметчик» питерского театрального проекта Drum-n-drama – собственно, одно из главных событий этого фестиваля (благодаря гранту фонда Потанина и поддержке горадминистрации).

Текст Клавдиева в режиссуре Михаила Смирнова был в живом времени структурирован сетами dj SHAHASH. Три актера в легких одеждах под медитативный саундтрек показывали пластические композиции и читали разложенный на три голоса текст одной из самых известных пьес Клавдиева, в которой, как всегда у этого автора, романтизация войны уживается с антимилитаристским пафосом. Медитативная интонация поглотила и пафос, и фабулу. Пожалуй, определение «трип в сознание», которым пользуются создатели спектакля, и впрямь хорошо его описывает.

В Литмузее с прошлой «Левановки» тоже многое поменялось. Практически каждый месяц уже третий сезон собирает зрителей в корпусе на улице Куйбышева «Уместный театр». Сыгранный в программе биеннале «Шкаф» по пьесе Леванова уже знаком самарцам с прошлого сезона. Спектакль организован так, что часть его происходит в соседней комнате. Зритель слышит доносящиеся звуки и видит актеров, когда они появляются в дверном проеме. Причем комната, в которой сидит публика, является по сути шкафом — тем самым, на котором в пьесе завязан сюжет.

На фестивале «Уместный театр» показал и читку пьесы Леванова «Настройщик». Дуэт Татьяны Каррамовой и Игоря Катасонова сумел по-новому представить хорошо знакомый опытным зрителям текст: остроумно разложенный на два голоса, рассказ о странной любви подростка и стареющего настройщика зазвучал неожиданно иронично и легко.

Были в программе и уже привычные для «Левановки» премьеры новых пьес Михаила Дурненкова и Юрия Клавдиева. Причем оба - «с секретом», на первый взгляд не характерные для авторов, на более глубокий — логично продолжающие их развитие. Читка «Утопии» Дурненкова была подготовлена силами СГИКа, а Юрий Клавдиев с нескрываемым удовольствием от текста представил «Сказочного короля» в авторской читке.

Завершилась биеннале уже за пределами «Левановки» - закрытым профессиональным разговором «Музейного десанта», на который съехались представители крупнейших российских литературных музеев.

24

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов