Аналитическое искусство Павла Филонова

В Художественном музее откроется выставка из собрания Русского музея

С 30 ноября по 18 февраля в Самарском художественном музее будет работать выставка «Павел Филонов» из Русского музея. Это первая в Самаре монографическая выставка одного из столпов русского авангарда.

Павел Филонов (1883-1941), посвятивший жизнь выработке своего собственного оригинального метода живописи, признан и любим искусствоведами, но мало знаком широкой публике в силу господствовавшей в советскую эпоху жесткой цензуры.

Выставка организована в рамках партнерства музеев в проекте «Культурно-выставочный центр Русского музея» и охватывает все периоды творчества художника. Здесь представлено 19 произведений живописи и 12 графических работ, демонстрирующих эволюцию взглядов и специфику художественного мышления «живописца незримого» Павла Филонова. Русский музей является практически единственным в мире обладателем работ художника: в 1977 году 300 произведений живописи и графики художника принесла в дар Русскому музею его сестра Евдокия Глебова.

На выставке представлены как выполненные в традиционной стилистике портреты, так и произведения, в которых художник выступает новатором – создателем нового «аналитического искусства». В этих работах он раскрывает закономерности энергетической структуры Вселенной, где на атомарном уровне вибрируют органические формы («Человек на мозаичном фоне», «Волчонок», «Козел» и др.). В экспозицию также вошел эскиз-вариант знаменитой картины Филонова «Пир королей» (1912).

Павел Филонов – самый необычный из русских авангардистов, нищий аскет и фанатик, разработавший собственную философию «аналитического искусства», по которой в любом, даже самом миниатюрном карандашном рисунке должна присутствовать вся Вселенная. Филонов считал, что художнику необходимо руководствоваться «принципом сделанности», одним из главных положений аналитического метода. Глаз художника должен не столько видеть, сколько знать; цель художника – изображать не лицо человека, а его мышление и психологию, найти, исследовать и беспристрастно зафиксировать механизм устройства Вселенной.

Представленную на выставке картину «Пейзаж (формула весны)» художник строит так, как природа творит из атомов и молекул более крупные образования. Порой кажется, что своих героев Филонов видел через микроскоп. «Атомы», из которых Филонов составлял свои картины, в которых хотел отображать не жизнь, а ее внутренние процессы, создают иллюзию движения, замысловатую паутину линий и пятен, сложную логику сюжетов и тайну образов. Главный принцип его аналитического искусства – организм картины должен расти, как растет все живое в природе.

14

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов