Первый раз — не только в первый класс

Н.А. Богдан: «Занятия в кружках и секциях должны помогать ребенку, а не напрягать его»

Совсем скоро наступит один из главных моментов в жизни каждого будущего первоклассника, а вместе с ним — и его родителей. Поэтому сегодня о том, как правильно подготовить ребенка к переходу из беззаботного детсадовского возраста к наполненным обязанностями школьным годам, а также как правильно найти баланс между уроками и дополнительными развивающими занятиями, мы беседуем с самарским психологом Н.А. Богдан.

Не стоит расслабляться

- Как правильно вести себя родителям в августе, за месяц до того, как их чадо впервые отправится в школу?
- Самый вредный подход — это позволить ребенку спать до обеда, свозить его на море, в аквапарк, словом, позволить дать ему «отдохнуть как следует». Когда ребенок идет в школу, он испытывает очень сильный стресс, так как сталкивается с огромными отличиями от детского сада. От него требуется самоорганизованность, его действия оцениваются по строгим критериям. Воспитатель учитывает особенности ребенка, а в школе во главу угла ставится образовательный процесс. Так что родители, которые дарят ребенку «счастливый» август, оказывают ему плохую услугу.
Постарайтесь поднимать его пораньше, благо световой день еще длинный. Важно, чтобы у ребенка были ежедневные обязанности. К примеру, кормить кота, поливать цветы. Дело в том, что в школе ребенок постоянно что-то должен делать, и нужно помочь ему освоить это состояние, научится находить в нем плюсы.
Также очень полезно посетить врача-невролога, чтобы тот назначил будущему первоклашке курс медикаментозной поддержки. Это могут быть лекарства, необходимые для поддержки нервной системы, улучшающие мозговое кровообращение, витамины. Лучше посетить врача заранее, чем столкнутся с тем, что через несколько месяцев у школьника появятся проблемы со сном, аллергические реакции и другие неприятности со здоровьем.
 - Но есть и другой вариант, когда родители занимаются с ребенком в августе по несколько часов каждый день, опасаясь, что он будет отставать в школе...
- Это связано с высоким уровнем тревоги мамы. Школа — это стресс не только для ребенка, но и для родителя. Существуют курсы подготовки ребенка к школе, а родителей к этому никто не готовит. Поэтому я рекомендую и родителям тоже сходить к психологу, посоветоваться, поговорить о своих страхах, ожиданиях. Нередки случаи, когда у родителя были конфликты в школе, и он изначально уверен, что учителя будут обижать его ребенка. Если родитель был отличником, он часто не может и мысли допустить, что его чадо будет получать не только пятерки.

Раскрыть способности

- А как быть, если ребенку неинтересно в школе, так как во время дошкольной подготовки он проходил те же самые задания?
- Суть подготовки к школе заключается в том, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к ее стенам, коллективу, ритму занятий Это позволяет снизить стресс привыкания, который может мешать усвоению знаний. Если же проблема действительно существует, и ребенку скучно на уроке, всегда можно помочь ему, используя дополнительные занятия.
- Как правильно их выбрать? Большинство родителей просто спрашивает ребенка, в какой кружок он бы хотел посещать...
- Когда мы спрашиваем ребенка о том, что он хочет, мы делаем это не для того, чтобы он принял решение, а для того, чтобы получив информацию, принять решение самим - под свою ответственность. Первое направление, на которое следует обратить внимание — это занятия, позволяющие сохранить малышу гармонию и баланс внутри себя. К примеру, гиперподвижному ребенку после нескольких часов неподвижности в школе хорошо подойдут активные занятия спортом, где он выплеснет накопившуюся энергию, а маленькому интроверту, возможно, окажутся полезными занятия в драмкружке.
Еще один вариант выбора — это развивать существующие способности, и здесь иногда возникают проблемы. Когда ребенка, имеющего среднестатистические музыкальные способности, определяют в музыкальную школу, когда девочку, не имеющих особых физических способностей, отдают в гимнастику, это чревато серьезными проблемами. Но, если у малыша действительно есть талант, то, конечно, нужно выбрать кружок, который может помочь его развить.
- А как быть, если ребенок, действительно не имеющий физических данных для занятий определенным видом спорта, не может думать ни о каких других секциях и занятиях, живет своей мечтой?
- У Алины Кабаевой, к примеру, всегда была склонность к полноте, что является большой проблемой при занятиях художественной гимнастикой, но это не помешало ей стать олимпийской чемпионкой. Поэтому, если ребенок буквально бредит каким-то видом спорта, то даже при отсутствии данных, это желание надо уважать. Но очень часто бывает так, что он хочет пойти в ту или иную секцию только потому, что туда пошел друг или подружка. Именно поэтому у детей лишь совещательный голос при выборе кружка.

Связь с родителями

- Нередко родители записывают ребенка в несколько кружков и секций одновременно, так, что у него не остается ни минуты свободного времени. Насколько это оправдано?
- Очень часто мама доказывает сама себе, что она хорошая мать, что тратит время, силы и деньги на ребенка, и это поддерживает ее самооценку, а не обеспечивает развитие ребенка. Так что если вы хотите ребенка отправить заниматься в четыре кружках одновременно, спросите себя: вы это делаете для него или для себя? Будет ли ваш малыш счастлив? Порой важнее поговорить с ребенком по душам, хотя бы полчаса в день, не отвлекаясь на компьютер, телефон и телевизор. Если в сутки на это у вас удается выделить час-полтора такого общения, то это просто замечательно. Пожалуйста, поймите - многочасовое общение ребенка со специалистами по развитию - ничто без базы душевного общения с родителями, такого общения, в котором ребенок чувствует связь, принятие, единство…
- Встречается и другая крайность, когда детям, страстно желающим посещать кружки и секции, родители отказывают в этом. Насколько это правильно?
- Если у ребенка существуют проблемы с концентрацией внимания, переключением внимания, если есть коммуникативные трудности, речевые проблемы, то эта позиция совершенно оправдана. Но иногда такая позиция связана с тем, что родители просто считают, что дополнительные занятия - это лишняя трата денег. В этом случае важно помнить, что дополнительные занятия компенсируют неудовлетворенные в школе потребности первоклассника, развивают его способности. Если же они не делают этого, то зачем они нужны?

Неоправданные надежды

- Если первоклашка не справляется с учебной нагрузкой, стоит ли бросать кружок?
- Мы обычно недооцениваем детей, а они способны на очень многое. Я уверена, что детей полезно загружать. Чем больше они выучат в детстве, тем лучше. Взрослый мозг уже не способен так активно впитывать информацию. Другой вопрос, что кто-то справляется с огромной нагрузкой без проблем, кому-то явно противопоказана даже маленькая нагрузка. Прежде всего, нужно опираться на физиологические признаки. Если ребенок имеет нормальный вес, не худеет и не поправляется, не страдает ночным недержанием, не имеет таких дурных привычек, как грызение ногтей, постоянные подергивания ногой, плечом, значит, уровень стресса нормален.
- Часто встречается ситуация, когда родители требуют от малыша отличной учебы, побед в спортивных состязаниях, первых мест в творческих конкурсах, и все это одновременно. Не навредит ли это ребенку?
- Если родители очень амбициозны, то они постараются передать детям свое стремление к успеху. Но стоит повнимательнее присмотреться к своему ребенку. 90% родителей дают детям то, что не получили в детстве и ограждают детей от того, о что сами обожглись в детстве. К примеру, мама в детстве мучилась в музыкальной школе, и стремится оградить от этого своего ребенка, а у него большой музыкальный талант. Или, напротив, мама, которую в детстве не пустили заниматься рисованием, стремится, чтобы ребенок этим занимался, хотя ему больше подошло бы, к примеру, плавание. К сожалению, мы не воспитываем детей, а пытаемся исправить проблемы собственного детства.

Важно, насколько педагог нравится ребенку. Бывает, что тренер - очень известный, с прекрасной репутацией, а ребенок плачет и не хочет идти к нему на занятия. В этом случае стоит поверить малышу.

Н.А. Богдан,

Н.А. Богдан,

психолог:

- Если ребенок не интересуется ни школьными занятиями, ни кружками, а целиком погружен в планшет или телефон, то лучше сделать это полезным, чтобы ребенок не смотрел однообразные ролики, а интересовался познавательными фильмами. Это новая реальность, которую нужно грамотно освоить и заинтересовать ребенка развивающими ресурсами.

31

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Опрос

Что вы слушаете по радио?
Музыку
Новости
Ток-шоу
Политические передачи
Юмористические программы
Всего проголосовало 46
архив опросов
Как губернии расширять сотрудничество с Крымом?
Направлять студенческие и волонтерские отряды
Развивать взаимную торговлю
Отправлять детей на отдых к Крым
Наладить культурный обмен
Привлекать абитуриентов в самарские вузы
Всего проголосовало 47
архив опросов