Зрители голосуют

VIII фестиваль «Премьера одной репетиции» прошел в Тольяттинском театре юного зрителя «Дилижанс»

В Тольятти в ТЮЗе «Дилижанс» уже в восьмой раз прошел фестиваль «Премьера одной репетиции». Начинавшийся как внутренняя лаборатория, теперь он вырос в один из самых интерактивных и энергичных фестивалей области. Спецкору «ВК» впервые удалось посмотреть всю программу.

Креативные импульсы

“Дилижанс” начинался с любительского театра. В 1990-е костяк труппы вместе с директором Ириной Мироновой получал образование на курсе Корогодского в Санкт-Петербурге, коллектив стал профессиональным, а в 2012-м получил статус муниципального. Небольшая труппа из 20 человек живет насыщенно и продуктивно, и не последнюю роль в этом играет ежегодная «Премьера одной репетиции».

Что такое настоящий фестиваль? Это центр притяжения, место встречи горожан и профессиональной тусовки, событие, которого ждут весь год. Фестиваль должен влиять на жизнь в городе, и «Премьера одной репетиции» - прекрасный пример такого влиятельного события.

Начнем с того, что «Дилижанс» уже не в первый раз устраивает по итогам фестиваля конкурс текстов о нем. Участвуют как профессиональные журналисты, так и блогеры. Блогеры! Вы можете себе представить в Самаре подробные рецензии на спектакли в соцсетях? Не фоторепортажи, не эмоциональные отзывы - их театр тоже еле успевает перепощивать, а подробный серьезный разбор? Тексты получаются, конечно, разного уровня, но есть и такие, что не зазорно в газете напечатать - говорят, начинали их авторы с прошлых фестивалей, а теперь активно освещают тольяттинскую культуру.

Это же невероятно важная вещь: театр побуждает людей к ответной творческой работе. Можно долго расписывать, как важна эта прослойка пишущих и реагирующих для культуры в городе и как много она говорит о самой среде. Если когда-нибудь услышите от обиженных неудачников «мы такие хорошие, только писать про нас некому» - не верьте. Не бывает нормальной культурной жизни без интерпретирующих ее, как и наоборот - все в мире устроено по законам экосистемы, в которой каждому элементу - свое место, и выпадение одного приводит к гибели остальных. Практики «рождают» и развивают теоретиков - и наоборот. И «Дилижанс» – отличный пример такой системы «сообщающихся сосудов», когда креативная энергия в одном формирует ответный импульс в другом, и вот - десяток отзывов на каждый эскиз только в соцсетях.

Публика — не дура

Тут самое время вспомнить, как все начиналось. Говорят, однажды «Дилижансу» понадобилось срочно пополнить репертуар, и художественный руководитель театра Виктор Мартынов придумал такой фестиваль. С тех пор раз в год - кто заранее, кто после выпуска последней в сезоне премьеры - актеры «Дилижанса» (а у многих здесь режиссерское образование) начинают работать каждый над своей заявкой. Выжившие в нешуточных авторских терзаниях эскизы представляют худруку, который отбирает программу фестивальной недели. Да, теперь это целая неделя, что тоже не предел - судя по всему, »Премьера» будет разрастаться и дальше. Но главное, постепенно она вовлекает в свою орбиту другие театры и города. В этом году из 12 показов семь представляли «Дилижанс», пять - прочие тольяттинские или самарские коллективы.

Заявку на «Премьеру одной репетиции» присылают, чтобы побороться за голоса зрителей и послушать экспертное обсуждение. Да, эксперты (на восьмом фестивале - автор этого текста и режиссер Олег Толоченко) высказываются только устно, голосует и за лучшую заявку, и за актерские работы публика. Не ногами, а бумажными бланками - строго по одному на билет, во избежание подтасовок. На кону - право на постановку в следующем сезоне.

Думаете, «публика — дура» и выберет что-нибудь полегче? Нет, это не про зрителей, обеспечивающих аншлаги фестивальным эскизам. Средний балл камерного моноспектакля Анны Митрофановой «Долорес Клейборн» по Стивену Кингу оказался выше, чем у побивших «кассовый» рекорд всех фестивальных лет «Афинских вечеров» (режиссер Ирина Храмкова). Заявку по пьесе Гладилина привожу исключительно для сравнения разных по размерам зала проектов: снискавшие успех в первую очередь из-за яркой работы непрофессиональной актрисы Елены Марфиной «Афинские вечера» тоже собираются брать в репертуар. «Моя мечта - чтобы каждый эскиз находил своего спонсора, и по всем заявкам в следующем сезоне выходили спектакли», - говорит директор театра Ирина Миронова. Фантастика вполне себе научная: две заявки на этой «Премьере» уже к концу конкурсной недели нашли своих меценатов.

Победила дружба

Но настоящий звездный час случился у Анны Митрофановой. Моноспектакль она поставила «сама на себя», как режиссер и как актриса, и по-новому раскрылась во всех качествах. «Долорес Клейборн» - захватывающее моно, изобретательное и напряженное, как хороший кинотриллер. Актриса играет монолог убийцы на тонкой грани между самоиронией и погружением «на дно», балансирует между жестокостью и самооправданием. Неудивительно, что, помимо постановки в следующем сезоне, работа Митрофановой получила «лучшую женскую роль».

В конкурсе на лучшую мужскую роль «победила дружба»: одинаковое число зрительских голосов набрали два артиста, сыгравшие сразу в нескольких эскизах. Это новичок «Дилижанса» Олег Андюшкин, показавший разного плана роли в психологически проработанных «Белых ночах» Екатерины Мироновой, комедийной мелодраме «Афинские вечера» и вызвавшем едва ли не самые бурные дискуссии «Море-океане» Алены Савельевой. Поставленная по роману Алессандро Барикко, написанному «кружевным» поэтичным языком, работа получилась такой же атмосферной, как текст, но не вполне внятной сюжетно и композиционно, что не помешало ей победить в альтернативном интернет-голосовании. Сыгравший в этом же эскизе и в «Любви под вязами» Леонида Дмитриева актер Константин Федосеев стал вторым обладателем приза за лучшую мужскую роль. А лучшим эскизом в номинации «Гости» стал обаятельный спектакль «Зверушкины истории» любительской труппы «Белый рафинад» (Тольятти).

Завершился, но не закончился

«Премьеру одной репетиции» принято закрывать спектаклем по эскизу-победителю прошлого года. На этот раз все ждали новый спектакль Екатерины Зубаревой, талантливого режиссера, тоже раскрывшегося благодаря фестивалю (в репертуаре «Дилижанса» уже идут ее «Превращение» по Кафке и «Плаха» по Айтматову). Наша газета анонсировала эту премьеру в начале сезона. Но весной автор книги «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» Джуди Блум запретила театральные адаптации своего текста в России. Катя вспомнила, что давно хотела попробовать жанр клоунады - и еще раз продемонстрировала, что способна освоить любую форму. На закрытии восьмой «Премьеры одной репетиции» показали ее бессловесное представление «Вверх кармашками!» - смешную и лирическую историю о том, как в жизни старшего брата появляется младший и что из этого получается. Почти готовый спектакль шел вне конкурса, потому что уже принят к постановке.

В следующем году «Премьера одной репетиции» будет посвящена современной драматургии. Начали в этом: худрук театра Виктор Мартынов представил спонтанный (отрепетированный в качестве эксперимента за день) эскиз по совсем свежей пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска».

В газетном тексте не получается, к сожалению, даже еще раз перечислить всех участников фестиваля (а показы на «Премьере одной репетиции» идут по два за вечер, в выходные даже по три), как и передать его атмосферу. Но многие из названных и не названных эскизов скоро можно будет увидеть на сцене «Дилижанса». Фестиваль завершается, но не заканчивается.

 


11

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов