Зрители голосуют

VIII фестиваль «Премьера одной репетиции» прошел в Тольяттинском театре юного зрителя «Дилижанс»

В Тольятти в ТЮЗе «Дилижанс» уже в восьмой раз прошел фестиваль «Премьера одной репетиции». Начинавшийся как внутренняя лаборатория, теперь он вырос в один из самых интерактивных и энергичных фестивалей области. Спецкору «ВК» впервые удалось посмотреть всю программу.

Креативные импульсы

“Дилижанс” начинался с любительского театра. В 1990-е костяк труппы вместе с директором Ириной Мироновой получал образование на курсе Корогодского в Санкт-Петербурге, коллектив стал профессиональным, а в 2012-м получил статус муниципального. Небольшая труппа из 20 человек живет насыщенно и продуктивно, и не последнюю роль в этом играет ежегодная «Премьера одной репетиции».

Что такое настоящий фестиваль? Это центр притяжения, место встречи горожан и профессиональной тусовки, событие, которого ждут весь год. Фестиваль должен влиять на жизнь в городе, и «Премьера одной репетиции» - прекрасный пример такого влиятельного события.

Начнем с того, что «Дилижанс» уже не в первый раз устраивает по итогам фестиваля конкурс текстов о нем. Участвуют как профессиональные журналисты, так и блогеры. Блогеры! Вы можете себе представить в Самаре подробные рецензии на спектакли в соцсетях? Не фоторепортажи, не эмоциональные отзывы - их театр тоже еле успевает перепощивать, а подробный серьезный разбор? Тексты получаются, конечно, разного уровня, но есть и такие, что не зазорно в газете напечатать - говорят, начинали их авторы с прошлых фестивалей, а теперь активно освещают тольяттинскую культуру.

Это же невероятно важная вещь: театр побуждает людей к ответной творческой работе. Можно долго расписывать, как важна эта прослойка пишущих и реагирующих для культуры в городе и как много она говорит о самой среде. Если когда-нибудь услышите от обиженных неудачников «мы такие хорошие, только писать про нас некому» - не верьте. Не бывает нормальной культурной жизни без интерпретирующих ее, как и наоборот - все в мире устроено по законам экосистемы, в которой каждому элементу - свое место, и выпадение одного приводит к гибели остальных. Практики «рождают» и развивают теоретиков - и наоборот. И «Дилижанс» – отличный пример такой системы «сообщающихся сосудов», когда креативная энергия в одном формирует ответный импульс в другом, и вот - десяток отзывов на каждый эскиз только в соцсетях.

Публика — не дура

Тут самое время вспомнить, как все начиналось. Говорят, однажды «Дилижансу» понадобилось срочно пополнить репертуар, и художественный руководитель театра Виктор Мартынов придумал такой фестиваль. С тех пор раз в год - кто заранее, кто после выпуска последней в сезоне премьеры - актеры «Дилижанса» (а у многих здесь режиссерское образование) начинают работать каждый над своей заявкой. Выжившие в нешуточных авторских терзаниях эскизы представляют худруку, который отбирает программу фестивальной недели. Да, теперь это целая неделя, что тоже не предел - судя по всему, »Премьера» будет разрастаться и дальше. Но главное, постепенно она вовлекает в свою орбиту другие театры и города. В этом году из 12 показов семь представляли «Дилижанс», пять - прочие тольяттинские или самарские коллективы.

Заявку на «Премьеру одной репетиции» присылают, чтобы побороться за голоса зрителей и послушать экспертное обсуждение. Да, эксперты (на восьмом фестивале - автор этого текста и режиссер Олег Толоченко) высказываются только устно, голосует и за лучшую заявку, и за актерские работы публика. Не ногами, а бумажными бланками - строго по одному на билет, во избежание подтасовок. На кону - право на постановку в следующем сезоне.

Думаете, «публика — дура» и выберет что-нибудь полегче? Нет, это не про зрителей, обеспечивающих аншлаги фестивальным эскизам. Средний балл камерного моноспектакля Анны Митрофановой «Долорес Клейборн» по Стивену Кингу оказался выше, чем у побивших «кассовый» рекорд всех фестивальных лет «Афинских вечеров» (режиссер Ирина Храмкова). Заявку по пьесе Гладилина привожу исключительно для сравнения разных по размерам зала проектов: снискавшие успех в первую очередь из-за яркой работы непрофессиональной актрисы Елены Марфиной «Афинские вечера» тоже собираются брать в репертуар. «Моя мечта - чтобы каждый эскиз находил своего спонсора, и по всем заявкам в следующем сезоне выходили спектакли», - говорит директор театра Ирина Миронова. Фантастика вполне себе научная: две заявки на этой «Премьере» уже к концу конкурсной недели нашли своих меценатов.

Победила дружба

Но настоящий звездный час случился у Анны Митрофановой. Моноспектакль она поставила «сама на себя», как режиссер и как актриса, и по-новому раскрылась во всех качествах. «Долорес Клейборн» - захватывающее моно, изобретательное и напряженное, как хороший кинотриллер. Актриса играет монолог убийцы на тонкой грани между самоиронией и погружением «на дно», балансирует между жестокостью и самооправданием. Неудивительно, что, помимо постановки в следующем сезоне, работа Митрофановой получила «лучшую женскую роль».

В конкурсе на лучшую мужскую роль «победила дружба»: одинаковое число зрительских голосов набрали два артиста, сыгравшие сразу в нескольких эскизах. Это новичок «Дилижанса» Олег Андюшкин, показавший разного плана роли в психологически проработанных «Белых ночах» Екатерины Мироновой, комедийной мелодраме «Афинские вечера» и вызвавшем едва ли не самые бурные дискуссии «Море-океане» Алены Савельевой. Поставленная по роману Алессандро Барикко, написанному «кружевным» поэтичным языком, работа получилась такой же атмосферной, как текст, но не вполне внятной сюжетно и композиционно, что не помешало ей победить в альтернативном интернет-голосовании. Сыгравший в этом же эскизе и в «Любви под вязами» Леонида Дмитриева актер Константин Федосеев стал вторым обладателем приза за лучшую мужскую роль. А лучшим эскизом в номинации «Гости» стал обаятельный спектакль «Зверушкины истории» любительской труппы «Белый рафинад» (Тольятти).

Завершился, но не закончился

«Премьеру одной репетиции» принято закрывать спектаклем по эскизу-победителю прошлого года. На этот раз все ждали новый спектакль Екатерины Зубаревой, талантливого режиссера, тоже раскрывшегося благодаря фестивалю (в репертуаре «Дилижанса» уже идут ее «Превращение» по Кафке и «Плаха» по Айтматову). Наша газета анонсировала эту премьеру в начале сезона. Но весной автор книги «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» Джуди Блум запретила театральные адаптации своего текста в России. Катя вспомнила, что давно хотела попробовать жанр клоунады - и еще раз продемонстрировала, что способна освоить любую форму. На закрытии восьмой «Премьеры одной репетиции» показали ее бессловесное представление «Вверх кармашками!» - смешную и лирическую историю о том, как в жизни старшего брата появляется младший и что из этого получается. Почти готовый спектакль шел вне конкурса, потому что уже принят к постановке.

В следующем году «Премьера одной репетиции» будет посвящена современной драматургии. Начали в этом: худрук театра Виктор Мартынов представил спонтанный (отрепетированный в качестве эксперимента за день) эскиз по совсем свежей пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска».

В газетном тексте не получается, к сожалению, даже еще раз перечислить всех участников фестиваля (а показы на «Премьере одной репетиции» идут по два за вечер, в выходные даже по три), как и передать его атмосферу. Но многие из названных и не названных эскизов скоро можно будет увидеть на сцене «Дилижанса». Фестиваль завершается, но не заканчивается.

 


17

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов