20 июня

Сенсационный исторический факт: гусеничный трактор изобретен в Самарской губернии. Но вот мало кто об этом знает... И все же первый в мире трактор на гусеничном ходу был создан на нашей земле в селе Балаково Самарской губернии.Имя изобретателя - Федор Абрамович Блинов.

1924 г.

Самарская сберкасса все еще использует оставшиеся у нее запасы конвертов с двуглавым орлом. Пора уже орла хотя бы заклеивать.

1936 г.

Кинель-Черкассы, 19. Небывалый интерес к солнечному затмению проявили жители села. Даже те, что вышли на базар, захватили с собой закопченные стекла и поминутно смотрели на солнце. Во время самого затмения вдруг запели петухи, а у служащего Антипова цыплята стали подбираться под крылья клушки..

1941 г.

На днях состоялся выпуск курсантов Куйбышевского азроклуба. Свыше 60 процентов выпускников — отличники. Начались также испытания в Куйбышевской кавалерийской школе. Досрочно на «отлично» сдал зачеты и получил звание ворошиловского всадника первой ступени учащийся средней школы Венедиктов.

1951 г.

На ипподроме состоялись состязания колхозных рысаков. Первенство занял рысак «Шайтан» из колхоза «Заветы Ленина». Вторым пришел к финишу «Скорый» из колхоза имени Хрущева.

1953 г.

С каждым днем меняется облик строительной площадки нового города Ставрополя. Появляется все больше и больше домов, ведутся работы по благоустройству. Недавно начато строительство шоссейной дороги центральной магистрали города, закончено рытье траншеи под водопровод. Коллектив треста «Горкомунжилстрой» приступает к укладке водопроводных труб.
***
В кладовой киоска райпищеторга Ленинского района города Куйбышева поздно вечером возник пожар. Проходивший мимо в это время член добровольного пожарного общества тов. Жиров быстро принял меры к тушению огня. Он спас на 100 тысяч рублей государственных ценностей находившихся в киоске.

1961 г.

Исаклинский волостной Совет Самарской губернии 20 августа 1919 года составил специальную комиссию по изысканию нефти. Эта комиссия в своем акте указывала, что «не доезжая Исаклов версты три, направо, около болот найдено место, где пробивается нефть»...
***
В полдень к колхозу имени Дзержинского подкатили автомашины из многих сел Красноярского района. Это приехали колхозники, рабочие совхозов, представители интеллигенции для того, чтобы принять участие в редакционном совещании газеты «Волжская коммуна», поделиться своими мыслями, дать советы. Выездную летучку открыл заместитель редактора В. К. Щербаков. Он предоставляет слово для доклада селькору — лучшему кукурузоводу области Петру Андреевичу Ховрину. Он обстоятельно анализирует опубликованные в газете за минувшую неделю материалы. Положительно оценивая ряд материалов, раскрывающих опыт героев семилетки, тов. Ховрин отмечает, что мало публикуется острых критических корреспонденций, нередко в газете публикуются плохие, маловыразительные снимки.

О чем писала наша газета в 2001 году

Блинов, обогнавший Америку

Сенсационный исторический факт: гусеничный трактор изобретен в Самарской губернии. Но вот мало кто об этом знает... И все же первый в мире трактор на гусеничном ходу был создан на нашей земле в селе Балаково Самарской губернии.Имя изобретателя - Федор Абрамович Блинов.

Долгое время считалось, что первым гусеничным трактором является американская машина "Катерпиллер-Холт". Утюжить пашни Нового Света они начали лишь в

1912 году. И вдруг - сенсация! Советский исследователь истории трактора Л.Давыдов в газете "Саратовский листок" от 8 января 1881 года находит сообщение об испытаниях "машины для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами", которую изобрел "некто крестьянин Блинов Испытания проводились 30 декабря 1880 года (!) - на 32 года раньше выпуска первого "Холта". В отличие от многих других русских изобретателей-самородков Федор Блинов все же сумел зарегистрировать патент на свое изобретение что и засвидетельствовал "Указатель выданных в России привилегий" за 1884 год: "Привилегия N 2245. "Крестьянину Федору Блинову на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам. 20 сентября 1879 года, на 10 лет".

Федор Блинов был бурлаком, но в котомке своей постоянно носил чистую одежду, а в часы отдыха вместо "чувственного увлечения пианства" учился писать. И читал все написанное, что встречалось на его пути. Затем он стал помощником механика настоящего парового буксира на колесном ходу. И таким башковитым себя показал, что скоро сам стал механиком, и знали его теперь все пароходные люди великой русской реки.

И вот - первый триумф, первое изобретение. На "Геркулесе" лопнул главный вал двухцилиндровой паровой машины. Очень дорогая штука. Поэтому хозяин буксира, купец Мешков, объявил крупную награду тому, кто вал быстро починит. Естественно, награду получил механик Блинов. Он просто рассек вал окончательно, разъединил цилиндры машины - и она странным образом стала гораздо маневреннее. Федор Блинов не просто починил машину, он открыл принцип наилучшей управляемости колесными пароходами, отныне каждое из колес могло работать в автономном режиме. Это позволяло совершать повороты практически на месте.

А Федор Блинов в зените славы уходит из речного флота. Теперь он мечтает о "народной машине", механическом пахаре, который облегчит труд уже свободного крестьянства. И тратит всю хозяйскую премию на постройку действующей модели "самодвига". Машина получилась знатная, на современный трактор, в общем-то, не очень похожая, но все основные принципы конструкции  и сегодня остались практически без изменения. Этот "самоход" уже умел пахать землю. Умел ездить по узким улочкам. Умел буксировать крестьянские телеги, возить бревна и пугать крупнорогатый скот сельчан. Потому и погиб - сыновья Федора Абрамовича самовольно захватили машину и поехали в степь попугать табун лошадей. По дороге наскочили на крепкий пень, поломали будку и переднюю раму, порвали гусеницу. Сам же аппарат по инерции прополз ровно столько, чтобы накрепко увязнуть в болоте. Русская машина и умерла по-русски.Но новый "самоход" получился еще лучше: двигатель был по-прежнему паровым, но уже блиновской конструкции - компактнее и мощнее. Федор Абрамович возил его на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, получил хорошую прессу... А в 1960 году на Волге появился буксир под именем "Механик Блинов". Не удалось выяснить жив ли он сейчас, но надеемся, что настанет время, когда наши дети будут знать, кем был механик Блинов и что он сделал во славу России.

Валерий ГОРДЕЕВ.

Праправнук Ф.А. Блинова.

г. Самара.

 

 

20 июня. Этот день в истории

 

1737 год. Императрица Анна Иоановна дала жалованную грамоту калмыцкой княгине Анне Тайшиной на поселение возле Самары. Так началась история нынешнего города Тольятти. Строительство Ставрополя началось в 1738 году. Ставрополь-на-Волге просуществовал до лета 1953 года. В связи со строительством Волжской ГЭС он был перенесен, а место, где он стоял, затоплено водами Куйбышевского водохранилища. 

1803 год. Совершен первый в России полет на воздушном шаре. Его свидетелями стали жители Санкт-Петербурга, собравшиеся в саду Кадетского корпуса.  Александр I дал разрешение на этот полет французу Жаку Гарнерену. Несмотря на высокую плату (два рубля серебром), которую вносили зрители за право присутствовать при этом историческом событии, сад не смог вместить всех желающих. В полдень шар с французским воздухоплавателям благополучно взлетел, сопровождаемый восхищенным гулом толпы...

1860 год. В бухту Золотой Рог на побережье Тихого океана вошел военный транспорт "Манджур". Этот день считается днем основания Владивостока - Владивостокского поста, что стало возможным после отказа Китая от притязаний на земли к востоку от реки Уссури. В 1862 году Владивостокский пост стал именоваться портом. Для поощрения торговли был введен режим порто-франко, дававший право беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Россия придавала освоению Приморского края большое значение
1870 год. Пейзажист Федор Васильев написал этюд «Волга под Ставрополем». Этюд этот ныне находится в Самарском художественном музее. Федор Васильев приезжал на Волгу в 1870 вместе с Ильей Репиным

1893 год. Состоялось торжественное открытие Самарской биржи. Возглавил ее купец I гильдии Федор Гаврилович Углов. Своего помещения биржа не имела, и городская управа передала ей во временное пользование помещение в Александровском саду.

1924 год. В Москве создано Общество изучения межпланетных сообщений.  Это было первое в мире объединение энтузиастов ракетной техники и космических полетов.

1927 год. Родился «советский Дисней» Вячеслав Котёночкин. Режиссер и художник-мультипликатор, прославившийся после первой же серии «Ну, погоди!», он был похож на героев своих "несерьезных" работ - а их более шестидесяти, - которые по сей день любят как дети, так и взрослые.

1932 году в селе Косиха Алтайского края родился Роберт Рождественский, поэт плеяды шестидесятников. Его популярность была огромной, книги издавались миллионными тиражами, творческие вечера шли при полных залах, песни на его стихи – «Притяжение Земли», «Товарищ песня», «Мгновения», «Огромное небо», «Песня неуловимых мстителей», «Позвони мне, позвони…» - пела вся страна.

1937 год. Восхищенная Америка встретила советских героев-летчиков. Выдающийся ас, командир экипажа АНТ-25 Валерий Чкалов, штурман Александр Беляков и Георгий Байдуков, стартовав из Москвы, совершили беспосадочный перелет в американский Ванкувер через Северный полюс. Полет продолжался 63 часа 16 минут, и за это время было преодолено расстояние в восемь с половиной тысяч километров.

1975 год. В Куйбышеве прошла самая продолжительная гроза за всю историю метеонаблюдений. Стихия бушевала над городом девять с половиной часов без перерыва. Согласно статистике, В Самаре в среднем за год отмечается 28 дней с грозами, при этом наибольшее их число (43) зарегистрировано в 1964 году. 

Составил Сергей Голышков.

 

26

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив О чем писала наша газета

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2