Каменное чудо у Царева кургана

Реставрация храма Рождества Христова в поселке Волжский затягивается

Каждый, кто проезжает мимо поселка Волжский по дороге из Самары в Тольятти или Москву, наверняка обратит внимание на расположенный возле Царева кургана каменный чудо-храм с величественными колоннами у главного входа и возвышающейся рядом колокольней, окруженной елями. Это место издавна притягивало к себе паломников и туристов.

Обретенная летопись

Пятиглавый Христорождественский храм в стиле классицизма был возведен в 1833 году старанием местной помещицы Елизаветы Васильевны Дашковой по проекту известного зодчего М.Ф. Коринфского. Возведен он был на месте деревянной церкви, сгоревшей в 1812 году.

Судьба Царевщины (прежнее название поселка) связана с судьбами многих известных людей. Так, здесь отбывал ссылку декабрист Алексей Васильевич Веденяпин, служивший управляющим в имении Дашковых. Он и похоронен был на территории, прилегающей к храму, в 1847 году. Где именно его могила, остается тайной. Вообще загадок, связанных с храмом, немало.

Некоторые из них смогла прояснить клирик Валентина Бородина, нашедшая в Самарском госархиве рукописную летопись храма, написанную батюшками. Кстати, записи в ней, как и в других сохранившихся летописях, обрываются 1916 годом. Все остальные листы грубо вырваны.

«В строках летописи, - рассказывает Валентина Бородина, - живая жизнь и храма, и всей Царевщины. Многое в летописи поразило. Например, описание располагавшейся здесь в 1905 году, во время революционных событий, Старобуянской республики, сделанное батюшкой. В селе было нарушено спокойствие, появилось враждебное отношение к церкви. Удивительно, как быстро люди перестроились. Это было какое-то сумасшествие. Прихожан стало меньше. Священник пишет, что из Самары приплывали какие-то странные люди - агитаторы. И когда начиналась служба, они выстраивались в две шеренги и начинали высмеивать прихожан, которые чинно шли к храму. И многие мужчины после этого разворачивались и уходили».

Замечательные страницы истории храма связаны с судьбами подвижников. Одним из них был приходской священник отец Николай (Ласточкин), который в 1863 году в своем собственном доме и квартире диакона открыл первую в селе школу для обучения крестьянских детей. В конце XIX - начале XX века в приходе Рождества Христова служил священник отец Константин (Сухов). Его стараниями храм был отремонтирован, появился церковный хор, а в Царевщине была открыта земская школа. В 1918 году отец Константин был расстрелян большевиками, а в начале нынешнего века он был причислен к лику святых.

Христорождественская церковь оставалась действующей до 1931 года. Потом храм закрыли, а помещение использовалось то под клуб, то под зернохранилище, то под склад химикатов, то под мастерскую. Со временем здание оказалось и вовсе заброшенным. Штукатурка со стен осыпалась, чердак занесло песком и мусором, на крыше проросли трава и деревья. Одно время над зданием нависла угроза разрушения из-за строительства автодороги в сторону Тольятти. Но судьба хранила храм. В 1969 году московские ученые забили тревогу: в поселке Волжском разрушается один из немногих в области памятников архитектуры эпохи классицизма. Было принято решение о восстановлении храма. Однако отреставрирован он был только снаружи. Внутри же - разруха, груды мусора, вывороченные мраморные плиты.

Новая жизнь храма началась в конце восьмидесятых, когда настоятелем был назначен отец Владимир (Назаров), до этого восстанавливавший храм в Курумоче. Батюшка собрал вокруг себя неравнодушных помощников. В храме было холодно и неуютно. Сквозняки гоняли кусочки осыпавшейся штукатурки и прочий мусор. Батюшка и его помощники затянули окна целлофаном в два слоя, нашли «буржуйку» на солярке и начали реконструкцию. И уже на ближайшую Пасху отец Владимир провел свое первое богослужение в возрожденном храме.

«Это был необыкновенный человек, очень деятельный, - вспоминает Валентина Бородина. -  Ему мало было заниматься только службой. Батюшка много работал с детьми. Организовал православный отряд в летнем детском лагере, бесплатные паломнические поездки по русским монастырям. При нем и Троицкий фестиваль духовной музыки начал проходить на открытой площадке на Царевом кургане. Он был человеком такой притягательности, каких я мало встречала».

Полностью храм был расписан и отреставрирован в 1996 году. А годом ранее он был включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

Недалеко от храма можно увидеть две могилки и православные кресты над ними. Здесь и упокоились отец Владимир, покинувший этот мир три с лишним года назад, и его ближайший помощник - отец Спиридон.

 

«Взыскание погибших»

Сейчас настоятель храма - сын прежнего настоятеля отец Михаил. Добрые традиции, заложенные при отце Владимире, продолжаются. Прихожан привлекают и фестиваль духовной музыки, и детский православный лагерь, и духовный хор при Волжской средней школе, и воскресная школа при храме, где раньше было человек десять, а сейчас около семидесяти. Поражает красотою внутреннее убранство храма. Росписи максимально соответствуют первоначальным, а среди икон – не только современные, но и старинные. А главная святыня храма - икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Этот старинный чудотворный образ, ранее находившийся в Раковском монастыре, подарил храму митрополит Иоанн (Снычёв). Икона нуждалась в реставрации, левкас вздулся, лик Божьей Матери был сильно поцарапан. Сам настоятель храма, отец Владимир (по мирской профессии - художник-реставратор) придал иконе первоначальный вид. Рядом – еще одна удивительная икона, «Неупиваемая чаша». Кстати, святой источник недалеко от церкви, у подножия Царева кургана, с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия назван в честь этой иконы – «Неупиваемая чаша». Считается, что вода из этого родника помогает страждущим от пьянства. В 2002 году на другой стороне Царева кургана построили церковь с тем же названием – «Неупиваемая чаша», которую приписали к храму Рождества Христова.

Сам же храм Рождества Христова сейчас одет в леса. «Храм старинный, построен по старинным технологиям, поэтому реставрационные работы должны проводить специалисты, имеющие специальное разрешение и квалификацию, – говорит клирик храма Алексей Яковлев. - В ходе обследований в 2012 году были выявлены серьезные повреждения. Для их устранения в рамках федеральной целевой программы «Культура России 2012–2018» была создана научно-проектная документация и в 2014 году разыгран конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ. Начались они тогда же, а закончиться должны были летом 2016-го». Однако реставрационная организация ООО «Эшель», как сообщил Александр Яковлев, не выполнила эти работы. Была лишь заменена кровля и положена штукатурка. Независимая экспертиза подтвердила низкое качество этих работ. А в прошлом году вообще ничего не было сделано. По этому поводу приход обращался в различные инстанции, приезжали представители федеральной прокуратуры, авторского и технического контроля, но воз и ныне там. Сегодня окруженный строительными лесами храм представляет собой печальную картину. И судьба его пока остается неизвестной.

В 2002 году на другой стороне Царева кургана построили церковь «Неупиваемая чаша»

 

Поражает красотою внутреннее убранство храма Рождества Христова. Оно максимально соответствует первоначальном виду

 

Главная святыня храма - икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Этот старинный чудотворный образ ранее находился в Раковском монастыре

 

 

 

 

 

83

Подписка 2017. Фотоконкурс

Последние статьи

18 февраля
16 февраля
15 февраля
14 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов