Каменное чудо у Царева кургана

Реставрация храма Рождества Христова в поселке Волжский затягивается

Каждый, кто проезжает мимо поселка Волжский по дороге из Самары в Тольятти или Москву, наверняка обратит внимание на расположенный возле Царева кургана каменный чудо-храм с величественными колоннами у главного входа и возвышающейся рядом колокольней, окруженной елями. Это место издавна притягивало к себе паломников и туристов.

Обретенная летопись

Пятиглавый Христорождественский храм в стиле классицизма был возведен в 1833 году старанием местной помещицы Елизаветы Васильевны Дашковой по проекту известного зодчего М.Ф. Коринфского. Возведен он был на месте деревянной церкви, сгоревшей в 1812 году.

Судьба Царевщины (прежнее название поселка) связана с судьбами многих известных людей. Так, здесь отбывал ссылку декабрист Алексей Васильевич Веденяпин, служивший управляющим в имении Дашковых. Он и похоронен был на территории, прилегающей к храму, в 1847 году. Где именно его могила, остается тайной. Вообще загадок, связанных с храмом, немало.

Некоторые из них смогла прояснить клирик Валентина Бородина, нашедшая в Самарском госархиве рукописную летопись храма, написанную батюшками. Кстати, записи в ней, как и в других сохранившихся летописях, обрываются 1916 годом. Все остальные листы грубо вырваны.

«В строках летописи, - рассказывает Валентина Бородина, - живая жизнь и храма, и всей Царевщины. Многое в летописи поразило. Например, описание располагавшейся здесь в 1905 году, во время революционных событий, Старобуянской республики, сделанное батюшкой. В селе было нарушено спокойствие, появилось враждебное отношение к церкви. Удивительно, как быстро люди перестроились. Это было какое-то сумасшествие. Прихожан стало меньше. Священник пишет, что из Самары приплывали какие-то странные люди - агитаторы. И когда начиналась служба, они выстраивались в две шеренги и начинали высмеивать прихожан, которые чинно шли к храму. И многие мужчины после этого разворачивались и уходили».

Замечательные страницы истории храма связаны с судьбами подвижников. Одним из них был приходской священник отец Николай (Ласточкин), который в 1863 году в своем собственном доме и квартире диакона открыл первую в селе школу для обучения крестьянских детей. В конце XIX - начале XX века в приходе Рождества Христова служил священник отец Константин (Сухов). Его стараниями храм был отремонтирован, появился церковный хор, а в Царевщине была открыта земская школа. В 1918 году отец Константин был расстрелян большевиками, а в начале нынешнего века он был причислен к лику святых.

Христорождественская церковь оставалась действующей до 1931 года. Потом храм закрыли, а помещение использовалось то под клуб, то под зернохранилище, то под склад химикатов, то под мастерскую. Со временем здание оказалось и вовсе заброшенным. Штукатурка со стен осыпалась, чердак занесло песком и мусором, на крыше проросли трава и деревья. Одно время над зданием нависла угроза разрушения из-за строительства автодороги в сторону Тольятти. Но судьба хранила храм. В 1969 году московские ученые забили тревогу: в поселке Волжском разрушается один из немногих в области памятников архитектуры эпохи классицизма. Было принято решение о восстановлении храма. Однако отреставрирован он был только снаружи. Внутри же - разруха, груды мусора, вывороченные мраморные плиты.

Новая жизнь храма началась в конце восьмидесятых, когда настоятелем был назначен отец Владимир (Назаров), до этого восстанавливавший храм в Курумоче. Батюшка собрал вокруг себя неравнодушных помощников. В храме было холодно и неуютно. Сквозняки гоняли кусочки осыпавшейся штукатурки и прочий мусор. Батюшка и его помощники затянули окна целлофаном в два слоя, нашли «буржуйку» на солярке и начали реконструкцию. И уже на ближайшую Пасху отец Владимир провел свое первое богослужение в возрожденном храме.

«Это был необыкновенный человек, очень деятельный, - вспоминает Валентина Бородина. -  Ему мало было заниматься только службой. Батюшка много работал с детьми. Организовал православный отряд в летнем детском лагере, бесплатные паломнические поездки по русским монастырям. При нем и Троицкий фестиваль духовной музыки начал проходить на открытой площадке на Царевом кургане. Он был человеком такой притягательности, каких я мало встречала».

Полностью храм был расписан и отреставрирован в 1996 году. А годом ранее он был включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

Недалеко от храма можно увидеть две могилки и православные кресты над ними. Здесь и упокоились отец Владимир, покинувший этот мир три с лишним года назад, и его ближайший помощник - отец Спиридон.

 

«Взыскание погибших»

Сейчас настоятель храма - сын прежнего настоятеля отец Михаил. Добрые традиции, заложенные при отце Владимире, продолжаются. Прихожан привлекают и фестиваль духовной музыки, и детский православный лагерь, и духовный хор при Волжской средней школе, и воскресная школа при храме, где раньше было человек десять, а сейчас около семидесяти. Поражает красотою внутреннее убранство храма. Росписи максимально соответствуют первоначальным, а среди икон – не только современные, но и старинные. А главная святыня храма - икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Этот старинный чудотворный образ, ранее находившийся в Раковском монастыре, подарил храму митрополит Иоанн (Снычёв). Икона нуждалась в реставрации, левкас вздулся, лик Божьей Матери был сильно поцарапан. Сам настоятель храма, отец Владимир (по мирской профессии - художник-реставратор) придал иконе первоначальный вид. Рядом – еще одна удивительная икона, «Неупиваемая чаша». Кстати, святой источник недалеко от церкви, у подножия Царева кургана, с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия назван в честь этой иконы – «Неупиваемая чаша». Считается, что вода из этого родника помогает страждущим от пьянства. В 2002 году на другой стороне Царева кургана построили церковь с тем же названием – «Неупиваемая чаша», которую приписали к храму Рождества Христова.

Сам же храм Рождества Христова сейчас одет в леса. «Храм старинный, построен по старинным технологиям, поэтому реставрационные работы должны проводить специалисты, имеющие специальное разрешение и квалификацию, – говорит клирик храма Алексей Яковлев. - В ходе обследований в 2012 году были выявлены серьезные повреждения. Для их устранения в рамках федеральной целевой программы «Культура России 2012–2018» была создана научно-проектная документация и в 2014 году разыгран конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ. Начались они тогда же, а закончиться должны были летом 2016-го». Однако реставрационная организация ООО «Эшель», как сообщил Александр Яковлев, не выполнила эти работы. Была лишь заменена кровля и положена штукатурка. Независимая экспертиза подтвердила низкое качество этих работ. А в прошлом году вообще ничего не было сделано. По этому поводу приход обращался в различные инстанции, приезжали представители федеральной прокуратуры, авторского и технического контроля, но воз и ныне там. Сегодня окруженный строительными лесами храм представляет собой печальную картину. И судьба его пока остается неизвестной.

В 2002 году на другой стороне Царева кургана построили церковь «Неупиваемая чаша»

 

Поражает красотою внутреннее убранство храма Рождества Христова. Оно максимально соответствует первоначальном виду

 

Главная святыня храма - икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Этот старинный чудотворный образ ранее находился в Раковском монастыре

 

 

 

 

 

88

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов