ЖКХ

Коммунальные итоги 2016 года: цифры, факты и мнения

Жители стали добросовестнее оплачивать счета за жилищно коммунальные услуги, а вот управляющие компании не доносят до ресурсников четверть собранных с населения средств

Накануне Нового года эксперты в области ЖКХ подвели итоги 2016-го и обсудили предстоящие нововведения. Представители правительства региона, управляющие компании и руководители ресурсоснабжающих организаций рассказали о потребительских долгах за жилищно-коммунальные услуги, затронули ситуацию с расщеплением коммунальных платежей и поговорили о том, как нужно выстраивать доверительные отношения с жителями.

Добросовестные и безответственные

Все эксперты отметили, что за последний год усилился контроль за действиями управляющих компаний со стороны жителей. Как и надзор со стороны ресурсоснабжающих организаций. Причина тому – большие долги.

К примеру, все категории потребителей на конец ноября задолжали поставщикам за газ 2,77 млрд рублей. В регионе от газоснабжения отключено более 13 тыс. абонентов. А перед Самарским филиалом группы «Т Плюс» долг составляет 7,58 млрд рублей, при этом долги управляющих компаний - 5,33 млрд. В частности, самарская УК «ВАСКО», находящаяся сейчас в стадии банкротства, задолжала за поставленное тепло 817 млн рублей. Лишь немного уступила ей другая самарская УК - ООО «Жилищно-коммунальная система», ее долг равен 713 млн рублей. Сызранская МУП «Жилищно-эксплуатационная служба» накопила 300 млн рублей долга за полученное тепло.

«Когда мы напрямую работаем с жителями, платежность остается высокой, - рассказывает директор самарского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» С.А. Анташев. – В прошлом году собираемость составляла 97%, в этом году из-за снижения уровня доходов населения она снизилась до 93%. А вот управляющие компании доносят до нас лишь около 75% собранных средств. Есть УК, с кем мы находим общий язык, ищем совместно пути решения проблемы. Например, у нас заключено соглашение с ЖКС, подписан график платежей, есть понимание, куда мы двигаемся. Но есть и совершенно безответственные компании, которые не идут ни на какие контакты. Например, ООО «ПЖРТ Октябрьский», ООО «МКС-Самара». К взысканию долгов с таких компаний мы привлекаем прокуратуру. Например, в Тольятти заведено уже восемь дел с реальной перспективой уголовного преследования. В этом году двое руководителей управляющих компаний осуждены по статье «Мошенничество», один из них проведет два года в колонии общего режима ».

«Если говорить об общей дебиторской задолженности в Самаре, то это порядка 3 миллиардов рублей, - уточнил заместитель руководителя управления эксплуатации ЖКХ департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары А.А. Коробков. - Основная задолженность - за услуги теплоснабжения, примерно треть от этой суммы».

Рассрочка или иск

Как показывает практика, УК не соблюдают пункты 253-го постановления правительства РФ. В нем говорится, что платежи жителей являются целевыми и в течение суток должны расщепляться, то есть направляться в ресурсоснабжающую организацию. Именно поэтому ресурсники прибегли к помощи правоохранительных органов.

«Например, в Тольятти уже двое руководителей управляющих компаний осуждены по статье «Мошенничество», - рассказывает С.А. Анташев. - Одного приговорили к двум годам колонии общего режима, другой получил условный срок в полтора года. Еще пять уголовных дел находится в работе. Недобросовестные УК будут наказывать, и мы постоянно ведем работу с прокуратурой по взысканию долгов».

Впрочем, у медали всегда две стороны. И многие добросовестные УК порой страдают из-за безответственности жителей. С последними жилищные управленцы работают по-разному: с кем-то находят общий язык и предоставляют рассрочку, а с кого-то взыскивают долги через судебные приказы.

«В этом году у нас на исполнении находилось более 58 тысяч исполнительных документов на сумму более 1,5 млрд рублей, - приводит статистику замначальника отдела организации исполнительного производства управления федеральной службы судебных приставов по Самарской области Ю.И. Ратникова. - Более половины, а именно 30 тысяч документов, было прекращено. 1500 человек не смогли выехать за границу из-за долгов, 5 тысяч постановлений мы отправили на работу должникам, в тысяче случаев был произведен арест имущества».

Что касается более гуманных методов, то, к примеру, УК «ЖКС» предлагает своим клиентам участвовать в акции: оплатить имеющиеся долги до 1 января 2017 года, тогда им не начислят пени за уже имеющиеся просрочки.

Собираемость взносов растет

Эксперты во многом связывают неплатежи населения с недостаточной информированностью граждан. Главный консультант правового управления Госжилинспекции Самарской области А.В. Давиденко отметил, что УК должны быть открыты для людей и чаще общаться с собственниками. «Пока рост количества обращений в ГЖИ свидетельствует о том, что не все коммунальщики находят возможность или время для разговора со своими подопечным», - говорит он.

Замминистра энергетики и ЖКХ Самарской области С.А. Ульянкин тоже акцентировал внимание на том, что жителям нужно представлять максимум информации, и привел в пример ситуацию с региональным Фондом капремонта.

«До 2016 года собираемость взносов за капремонт составляла около 50%, - рассказывает С.А. Ульянкин. – Было много негативных заметок в СМИ. Мы одновременно работали над качеством услуг и повышали собираемость взносов. В этом году она составила 86–88% по населению и более 95% - по муниципалитетам. Чем больше информации мы начали доносить до граждан, чем чаще жители видят результаты нашей работы - на примере соседних домов, тем лучше платят».

Региональная программа капитального ремонта МКД действует в Самарской области уже третий год. В ней прописано, в каком году и какое здание будут ремонтировать. Рассчитана она вплоть до 2043-го, а в плане значится 15900 многоквартирных домов. Уже отремонтировано более 1800 МКД. Каждый день принимают работы в 3-4 зданиях.

Увеличение объемов работ напрямую зависит от уплаты взносов на капремонт. В этом вопросе в Самарской области наблюдается положительная тенденция. В 2014 году собираемость взносов была на уровне 47,5%, в 2015-м достигла 60%, в текущем году – 83%. Лидеры по оплате взносов - Богатовский, Нефтегорский, Борский, Кинельский, Исаклинский районы. Собираемость почти в 90% наблюдается в Самаре, Сызрани, Отрадном, Октябрьске, Новокуйбышевске.

Чего ждать от 2017 года

О нововведениях, которые произойдут в сфере ЖКХ в наступающем году, рассказал председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ общественной палаты Самарской области В.И. Часовских.

«С нового года мы все забудем о строке «ОДН, или Общедомовые нужды», в квитанциях, - говорит В.И. Часовских. - С 1 января они будут входить в строку «Содержание». Поясню. У нас есть норматив по холодной воде, горячей воде, газу и так далее. Этот норматив умножается на общую площадь. Полученная цифра делится на 12 месяцев, а затем на площадь дома. Итоговая цифра включается в строку содержания и остается неизменной до того момента, пока не изменятся тарифы».

Также с 1 января упростится процедура принятия решения общего собрания. Сегодня подсчет голосов на общем собрании идет по площадям, а с нового года одна квартира будет считаться одним голосом. Если в доме есть большие нежилые помещения, то они должны иметь не более 10% от суммы всех голосов, то есть они не смогут «заблокировать» решение общего собрания.

«В 2017 году будет введен единый стандарт сервиса в ЖКХ, - продолжает В.И. Часовских. – Это значит, что 491-е, 290-е и 170-е постановления Госстроя будут объединены в один документ, и это будет стандартом сервиса для управляющих компаний. Это удобно и полезно как собственникам, так и самим УК, к которым теперь будут предъявляться единые требования».

Следующей весной должны принять закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями. По словам эксперта, проблема была в том, что не был решен вопрос ответственности за качество. Ситуация складывалась следующая: ресурсники подают свой продукт до границ дома, а далее наступает ответственность УК. И если случаются какие-то аварии или неполадки, жители не знают, к кому обращаться, где искать виновных. Теперь же законодательно обезопасили собственников и определили порядок взаимодействия. Если случается коммунальная авария, жители должны обратиться в УК, а та, в свою очередь, предъявит претензии ресурсоснабжающей организации.

«Изменения коснутся и лицензирования управляющих компаний, - говорит В.И. Часовских. – Процедура отзыва лицензии на управление жилыми домами будет упрощена. Сейчас рассматривается вопрос о том, что ГЖИ будет готовить соответствующие документы, а лицензионная комиссия будет принимать решение об отзыве лицензии».

 

 

78

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Опрос

Что вы слушаете по радио?
Музыку
Новости
Ток-шоу
Политические передачи
Юмористические программы
Всего проголосовало 46
архив опросов
Как губернии расширять сотрудничество с Крымом?
Направлять студенческие и волонтерские отряды
Развивать взаимную торговлю
Отправлять детей на отдых к Крым
Наладить культурный обмен
Привлекать абитуриентов в самарские вузы
Всего проголосовало 47
архив опросов