ЖКХ

Коммунальные итоги 2016 года: цифры, факты и мнения

Жители стали добросовестнее оплачивать счета за жилищно коммунальные услуги, а вот управляющие компании не доносят до ресурсников четверть собранных с населения средств

Накануне Нового года эксперты в области ЖКХ подвели итоги 2016-го и обсудили предстоящие нововведения. Представители правительства региона, управляющие компании и руководители ресурсоснабжающих организаций рассказали о потребительских долгах за жилищно-коммунальные услуги, затронули ситуацию с расщеплением коммунальных платежей и поговорили о том, как нужно выстраивать доверительные отношения с жителями.

Добросовестные и безответственные

Все эксперты отметили, что за последний год усилился контроль за действиями управляющих компаний со стороны жителей. Как и надзор со стороны ресурсоснабжающих организаций. Причина тому – большие долги.

К примеру, все категории потребителей на конец ноября задолжали поставщикам за газ 2,77 млрд рублей. В регионе от газоснабжения отключено более 13 тыс. абонентов. А перед Самарским филиалом группы «Т Плюс» долг составляет 7,58 млрд рублей, при этом долги управляющих компаний - 5,33 млрд. В частности, самарская УК «ВАСКО», находящаяся сейчас в стадии банкротства, задолжала за поставленное тепло 817 млн рублей. Лишь немного уступила ей другая самарская УК - ООО «Жилищно-коммунальная система», ее долг равен 713 млн рублей. Сызранская МУП «Жилищно-эксплуатационная служба» накопила 300 млн рублей долга за полученное тепло.

«Когда мы напрямую работаем с жителями, платежность остается высокой, - рассказывает директор самарского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» С.А. Анташев. – В прошлом году собираемость составляла 97%, в этом году из-за снижения уровня доходов населения она снизилась до 93%. А вот управляющие компании доносят до нас лишь около 75% собранных средств. Есть УК, с кем мы находим общий язык, ищем совместно пути решения проблемы. Например, у нас заключено соглашение с ЖКС, подписан график платежей, есть понимание, куда мы двигаемся. Но есть и совершенно безответственные компании, которые не идут ни на какие контакты. Например, ООО «ПЖРТ Октябрьский», ООО «МКС-Самара». К взысканию долгов с таких компаний мы привлекаем прокуратуру. Например, в Тольятти заведено уже восемь дел с реальной перспективой уголовного преследования. В этом году двое руководителей управляющих компаний осуждены по статье «Мошенничество», один из них проведет два года в колонии общего режима ».

«Если говорить об общей дебиторской задолженности в Самаре, то это порядка 3 миллиардов рублей, - уточнил заместитель руководителя управления эксплуатации ЖКХ департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары А.А. Коробков. - Основная задолженность - за услуги теплоснабжения, примерно треть от этой суммы».

Рассрочка или иск

Как показывает практика, УК не соблюдают пункты 253-го постановления правительства РФ. В нем говорится, что платежи жителей являются целевыми и в течение суток должны расщепляться, то есть направляться в ресурсоснабжающую организацию. Именно поэтому ресурсники прибегли к помощи правоохранительных органов.

«Например, в Тольятти уже двое руководителей управляющих компаний осуждены по статье «Мошенничество», - рассказывает С.А. Анташев. - Одного приговорили к двум годам колонии общего режима, другой получил условный срок в полтора года. Еще пять уголовных дел находится в работе. Недобросовестные УК будут наказывать, и мы постоянно ведем работу с прокуратурой по взысканию долгов».

Впрочем, у медали всегда две стороны. И многие добросовестные УК порой страдают из-за безответственности жителей. С последними жилищные управленцы работают по-разному: с кем-то находят общий язык и предоставляют рассрочку, а с кого-то взыскивают долги через судебные приказы.

«В этом году у нас на исполнении находилось более 58 тысяч исполнительных документов на сумму более 1,5 млрд рублей, - приводит статистику замначальника отдела организации исполнительного производства управления федеральной службы судебных приставов по Самарской области Ю.И. Ратникова. - Более половины, а именно 30 тысяч документов, было прекращено. 1500 человек не смогли выехать за границу из-за долгов, 5 тысяч постановлений мы отправили на работу должникам, в тысяче случаев был произведен арест имущества».

Что касается более гуманных методов, то, к примеру, УК «ЖКС» предлагает своим клиентам участвовать в акции: оплатить имеющиеся долги до 1 января 2017 года, тогда им не начислят пени за уже имеющиеся просрочки.

Собираемость взносов растет

Эксперты во многом связывают неплатежи населения с недостаточной информированностью граждан. Главный консультант правового управления Госжилинспекции Самарской области А.В. Давиденко отметил, что УК должны быть открыты для людей и чаще общаться с собственниками. «Пока рост количества обращений в ГЖИ свидетельствует о том, что не все коммунальщики находят возможность или время для разговора со своими подопечным», - говорит он.

Замминистра энергетики и ЖКХ Самарской области С.А. Ульянкин тоже акцентировал внимание на том, что жителям нужно представлять максимум информации, и привел в пример ситуацию с региональным Фондом капремонта.

«До 2016 года собираемость взносов за капремонт составляла около 50%, - рассказывает С.А. Ульянкин. – Было много негативных заметок в СМИ. Мы одновременно работали над качеством услуг и повышали собираемость взносов. В этом году она составила 86–88% по населению и более 95% - по муниципалитетам. Чем больше информации мы начали доносить до граждан, чем чаще жители видят результаты нашей работы - на примере соседних домов, тем лучше платят».

Региональная программа капитального ремонта МКД действует в Самарской области уже третий год. В ней прописано, в каком году и какое здание будут ремонтировать. Рассчитана она вплоть до 2043-го, а в плане значится 15900 многоквартирных домов. Уже отремонтировано более 1800 МКД. Каждый день принимают работы в 3-4 зданиях.

Увеличение объемов работ напрямую зависит от уплаты взносов на капремонт. В этом вопросе в Самарской области наблюдается положительная тенденция. В 2014 году собираемость взносов была на уровне 47,5%, в 2015-м достигла 60%, в текущем году – 83%. Лидеры по оплате взносов - Богатовский, Нефтегорский, Борский, Кинельский, Исаклинский районы. Собираемость почти в 90% наблюдается в Самаре, Сызрани, Отрадном, Октябрьске, Новокуйбышевске.

Чего ждать от 2017 года

О нововведениях, которые произойдут в сфере ЖКХ в наступающем году, рассказал председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ общественной палаты Самарской области В.И. Часовских.

«С нового года мы все забудем о строке «ОДН, или Общедомовые нужды», в квитанциях, - говорит В.И. Часовских. - С 1 января они будут входить в строку «Содержание». Поясню. У нас есть норматив по холодной воде, горячей воде, газу и так далее. Этот норматив умножается на общую площадь. Полученная цифра делится на 12 месяцев, а затем на площадь дома. Итоговая цифра включается в строку содержания и остается неизменной до того момента, пока не изменятся тарифы».

Также с 1 января упростится процедура принятия решения общего собрания. Сегодня подсчет голосов на общем собрании идет по площадям, а с нового года одна квартира будет считаться одним голосом. Если в доме есть большие нежилые помещения, то они должны иметь не более 10% от суммы всех голосов, то есть они не смогут «заблокировать» решение общего собрания.

«В 2017 году будет введен единый стандарт сервиса в ЖКХ, - продолжает В.И. Часовских. – Это значит, что 491-е, 290-е и 170-е постановления Госстроя будут объединены в один документ, и это будет стандартом сервиса для управляющих компаний. Это удобно и полезно как собственникам, так и самим УК, к которым теперь будут предъявляться единые требования».

Следующей весной должны принять закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями. По словам эксперта, проблема была в том, что не был решен вопрос ответственности за качество. Ситуация складывалась следующая: ресурсники подают свой продукт до границ дома, а далее наступает ответственность УК. И если случаются какие-то аварии или неполадки, жители не знают, к кому обращаться, где искать виновных. Теперь же законодательно обезопасили собственников и определили порядок взаимодействия. Если случается коммунальная авария, жители должны обратиться в УК, а та, в свою очередь, предъявит претензии ресурсоснабжающей организации.

«Изменения коснутся и лицензирования управляющих компаний, - говорит В.И. Часовских. – Процедура отзыва лицензии на управление жилыми домами будет упрощена. Сейчас рассматривается вопрос о том, что ГЖИ будет готовить соответствующие документы, а лицензионная комиссия будет принимать решение об отзыве лицензии».

 

 

48

Подписка 2017. Фотоконкурс

Последние статьи

20 февраля
17 февраля
16 февраля
15 февраля

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Опрос

Какую волжскую рыбу вы предпочитаете?
Стерлядь, осетр
Сазан
Щука
Лещ
Судак
Налим
Карась
Плотва
Сом
Всего проголосовало 167
архив опросов
Сколько детей, по вашему мнению, должно быть в семье?
Один
Два
Три
Четыре и больше
Всего проголосовало 116
архив опросов