Музыка

Самарский институт культуры открыл музыкальный абонемент

На концерте в СГИК впервые в Самаре была исполнена Симфониетта
Произведение Бориса Сосновцева прозвучало в исполнении Самарского   концертного духового оркестра под управлением Марка Когана
Произведение Бориса Сосновцева прозвучало в исполнении Самарского концертного духового оркестра под управлением Марка Когана

В Музыкально-филармоническом центре «Консерватория» Самарского государственного института культуры прошел концерт, посвященный 95-летию со дня рождения нашего земляка, композитора Бориса Сосновцева. В концерте прозвучали хоровые, камерно-инструментальные и оркестровые сочинения.

Концерт произведений композитора Бориса Сосновцева стал первым в абонементе «Самарское музыкальное землячество».

«Хотя Музыкально-филармонический центр «Консерватория» действует уже не первый сезон, но до сих пор в нашем учебном заведении еще не было абонементов», - рассказал Виталий Семенов - организатор проекта, доцент кафедры фортепиано СГИК.

Только что созданный абонемент тем не менее продолжает заложенные в институте традиции собирательства и сохранения музыкального наследия. Десять лет назад в учебном заведении прошла акция под названием «Это надо сберечь», тогда было издано семь сборников произведений самарских композиторов. Но вот возникла идея объединить людей, чья судьба оказалась связана с нашим городом. Людей, которые родились или учились в Самаре, или же долгое время здесь работали. Таким образом возник список предложений, из которых сложилось три направления. Первое - «творчество композиторов», второе - «исследовательские работы музыковедов» и третье - «музыканты-исполнители», которые достигли высот, но продолжают хранить верность родной альма-матер. Многие из этих музыкантов уже дали свое согласие на участие в проекте. «Мы полагаем, что таким образом насытим музыкальную жизнь родного города и даже повысим его статус», - говорит Виталий Семенов.

На первый концерт, посвященный нашему земляку композитору Борису Сосновцеву, из Саратова приехала его дочь, кандидат искусствоведения, доцент - Ольга Сосновцева. Перед началом концерта она рассказала о своем отце: «Борис Андреевич родился в 1921 году, в Куйбышеве. В родном городе окончил музыкальную школу, а затем музыкальное училище. Его преподавателями были Савелий Орлов, Алексей Фере, Анна Лаговская. После окончания он отправился поступать в Московскую консерваторию, именно на композиторское отделение, но так как знаний для поступления не хватало, его перевели на IV курс училища при консерватории».

Борис Сосновцев учился у самого известного в то время педагога Генриха Литинского. Окончив с отличием IV курс, в мае 1941 года он отбыл на каникулы в Куйбышев. А 22 июня началась война. Пути в Москву оказались закрыты. Московскую консерваторию эвакуировали в Саратов, Большой театр - в Самару.

Так как у Бориса Андреевича была врожденная аномалия зрения, то на фронт его не взяли, тем не менее он решил внести посильную лепту в будущую Победу и устроился на номерной военный завод. Два года он проработал чертежником на заводе, затем в конструкторском бюро. Работа была засекречена и только спустя годы он узнал, что чертил детали для «катюш».

«Во время войны в Куйбышеве жил эвакуированный Дмитрий Шостакович, и Генрих Литинский посоветовал моему отцу брать у Шостаковича уроки композиции. Отец стал свидетелем работы композитора над 7-й симфонией, Шостакович брал его на все репетиции и отец присутствовал на премьере симфонии 5 марта 1942 года в Самарском театре оперы и балета», - продолжает Ольга Сосновцева.

В 1944 году вышло постановление правительства об отзыве творческой молодежи с фронтов и с предприятий. И тогда Шостакович и Литинский написали ходатайство на военный завод. Бориса Сосновцева освободили от военной обязанности и в сентябре 1944 года он вернулся в Москву, где и узнал, что был принят в Московскую консерваторию еще летом 1941 года.

После окончания консерватории была аспирантура, диссертация, а дальше перед ним встал вопрос - куда идти. «Предлагалось три пути, - рассказывает дочь композитора, - работать чиновником в министерстве культуры, в управлении по делам искусства, но для него этот путь был совершенно неприемлем, как для любого творческого человека. Второй путь — это предложение пойти на должность замдиректора по научной работе Дома-музея Петра Ильича Чайковского в городе Клин Московской области, но, как объяснял отец, там не было Волги. Борис Андреевич, выросший в Куйбышеве, был настоящим волжанином. И третье предложение было возглавить кафедру в Саратовской консерватории. Работа творческая, любимая Волга рядом, и он с радостью согласился».

Уже в 1956 году Борис Сосновцев возглавил Саратовскую организацию Союза композиторов РСФСР, с 1969 по 1976 год занимал пост ректора консерватории.

Не прекращал все это время Борис Сосновцев и композиторскую деятельность. На концерте, прошедшем в музыкально-филармоническом зале «Консерватория», прозвучали вокально-хоровые, камерно-инструментальные и оркестровые сочинения Сосновцева в исполнении студентов, выпускников и преподавателей СГИК, а также артистов Самарской филармонии и Самарского театра оперы и балета. Впервые в Самаре была исполнена Симфониетта на русские темы для духового оркестра, в исполнении Самарского концертного духового оркестра под управлением Марка Когана. Также впервые в Самаре в исполнении Павла Назарова и его ученицы Светланы Гаврилушкиной прозвучал Второй концерт для фортепиано с оркестром в 3-х частях в авторском переложении для двух фортепиано.

В день проведения концерта в музыкально-филармоническом зале была развернута выставка нот и книг из библиотеки семьи Сосновцевых, подаренных Самарскому государственному институту культуры.

Во время войны в Куйбышеве жил Дмитрий Шостакович, и Литинский посоветовал моему отцу брать у Шостаковича уроки композиции. Таким образом отец стал свидетелем создания Седьмой симфонии...

42

 

Последние статьи

07 декабря
06 декабря
05 декабря
04 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4