Театр

Как три бабы за счастьем ходили

В тольяттинском театре кукол «Пилигрим» состоялась премьера спектакля для взрослых «Марьино поле» по одноименной пьесе уральского драматурга, ученика Николая Коляды - Олега Богаева. Спектакль поставили режиссеры Владимир Хрущев и Янина Дрейлих.

Жизнь прожить, что поле перейти

Непривычно было видеть в зале кукольного театра только взрослых. Непривычным было и то, что спектакль начинается не в утренние часы, а в вечернее время. Для театра кукол «Пилигрим» взрослый спектакль - это первый опыт, эксперимент, а потому волнение испытывали наверняка все: и режиссеры, и артисты, и театральные служащие.

Пьеса Олега Богаева «Марьино поле» написана в начале двухтысячных, посвящена же Великой Отечественной войне. Солдатам, не вернувшимся с фронтов и главное, женам и матерям, что ждали и продолжают ждать их спустя годы, десятилетия и даже столетия. Пьеса Олега Богаева фантасмагорична и наверняка доставляет интерпретаторам немало хлопот, но одновременно дает свободу режиссерской фантазии. По сюжету три столетние старухи, Серафима, Мария и Прасковья, единственные, кто остался в опустевшей деревне, отправляются встречать своих мужей. Да, тех самых, что не вернулись с Великой Отечественной. Прихватив с собой корову Машку, они бредут полями, лесами, переплывают через реку. А поскольку пьеса Богаева - это сказка, то согласно жанру, на пути им встречаются разные супостаты - то Гитлер, прикинувшийся Лешим, то Берия в виде гаишника, и даже сам товарищ Сталин. И все как один хотят помешать старухам, встретить своих мужей.

И зацвело сухое деревце

Первые минуты спектакля зритель видит только парящий в воздухе зеленый островок с тремя избами да озерцом, а затем на сцену выходят они - три женщины в черных вдовьих одеждах (актрисы кукольного театра Вера Кривцова, Наталья Савина, Светлана Бабикова играют в живом плане). Вот вдовы ставят перед собой чемоданы, обтянутые коричневым дерматином - солдатские, военной поры. Вот открывают их, а в нутрии каждого чемодана - изба с часиками – ходиками, бревенчатыми стенами, иконкой в красном углу. И только затем появляются их двойники – сморщенные, столетние старухи – планшетные куклы, которых, если что, актрисы прячут, заворачивают в свои передники.

Трем героиням существовать на сцене помогает Евгений Смирнов. Именно он - слуга просцениума, напоминает, что наступила весна и меняет в кукольной декорации сухое дерево на цветущее. Намек на возрождение и подтверждение безумной, казалось бы, мысли – все солдатики, все до единого, на самом деле живы, и уже возвращаются домой на литерных поездах. Именно он переворачивает обратной стороной парящий в воздухе островок земли обетованной и островок превращается то в холодный диск луны, то в огненное закатное солнце. Помощник сажает кукольных старух в тазик, чтобы те смогли переплыть реку, а сам оборачивается повозкой (к слову, корову в спектакле довольно остроумно заменило надувное розовое вымя). В образах Лешего-Гитлера, Сталина и диктора Левитана также выходит Евгений Смирнов. Но все его появления, неожиданные превращения не совсем внятны, и возникает опасение, что не читающий пьесы зритель вряд ли до конца понимает, в чем дело.

Правда, финал сглаживает нестыковки и многое объясняет – человек в черном – Смерть, а вся история - это всего лишь рассказ, сказка, но не трех старух, а одной единственной – столетней Марьи, которая никак не хочет идти к Смерти в распахнутую суму. Верит Мария, что Ванька ее вернется. И Смерть отпускает ей еще сто лет, в последний раз...

Ждала Марья своего солдата с гражданской, с турецкой, с финской, с Куликова поля ждала. «Сколько у вас войн было? А сколько еще будет?» – говорит ей вдогонку Смерть. А Марья снимает с себя черный вдовий платок, распускает русые волосы и исчезает за ширмой. Не случайно в самом начале зацвело сухое дерево. Опять Смерть дала бабе отсрочку. И три новых куклы – теперь это молодые девушки, появляются на зеленом островке, круглом – словно это и есть земной шар со всеми речушками, полями, лесами и покосившимися деревянными избами.

93

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов