Проект

Детский центр А.У. Зеленко откроется в Музее модерна весной 2017 года

Проект детского музея «Зеленая школа» (Центр А.У. Зеленко), разработанный командой самарского Музея модерна, победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда В. Потанина.

 

Меняющиеся музеи Самарской области

«Меняющийся музей в меняющемся мире» проводится благотворительным фондом Владимира Потанина с 2003 года и считается самым авторитетным конкурсом музейных проектов в России. На победу в номинации «Музейный старт» в этом году претендовали 129 проектов. В числе 6 победителей оказался проект «Детского музея «Зеленая школа» (Центр А.У. Зеленко) в Музее модерна (руководитель проекта Михаил Савченко).
Напомним, победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2012-м стал проект «Мир - текст - музей» самарского Литературного музея (куратор Андрей Рымарь), а в 2013-м грант фонда Владимира Потанина по результатам конкурса достался проекту «XX век: Ставрополь-Тольятти» Тольяттинского краеведческого музея.

Наследие Зеленко

Имя Александра Зеленко в Самаре в первую очередь известно благодаря его постройкам. По проектам московского архитектора возведено и реконструировано несколько зданий, в том числе усадьба купцов Курлиных на ул. Фрунзе, 159, в которой располагается Музей модерна.

Однако далеко не все знают, что Александр Зеленко был не только одним из лучших архитекторов своего времени, но и выдающимся педагогом и просветителем. В 1905-1907 годах вместе с педагогом Станиславом Шацким он основал общество «Сеттльмент» («Сетлемент») в одном из рабочих пригородов Москвы, где выстроил здание для детского клуба по собственному проекту (Вадковский переулок, 5). Идею клуба для детей из рабочих семей, испытывающих дефицит внимания и образования, Зеленко почерпнул во время своего первого путешествия в Америку в 1904-м (первый «Сеттльмент» открыт в Нью-Йорке в 1887-м). В 1908-м полиция закрыла общество «за пропаганду социализма среди детей», архитектор два месяца провел под арестом, но несмотря ни на что, до конца жизни продолжал заниматься вопросами педагогики. После 1917 года, помимо архитектурной практики, Александр Зеленко работал в музейной комиссии Народного комиссариата просвещения РСФСР, а также был членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета Наркомпроса. Зеленко - один из пионеров отечественной музейной педагогики. Кроме своих наработок, он активно использовал опыт работы с детьми в музеях Германии и США.


На самом деле для появления детского музейно-образовательного центра Зеленко были все предпосылки. Во-первых, в Музее модерна уже начали использовать педагогическое наследие архитектора - с 2014 года здесь проводятся занятия Школы эстетического развития «Сеттльмент». Во-вторых, музей располагается в самой известной самарской постройке Зеленко. В-третьих, в городе почти нет качественных интерактивных детских экспозиций, если не считать «Приключение с Буратино», созданную художником и музейным дизайнером Александром Райхштейном в Литературном музее. К тому же в Музее модерна нет специализированного детского пространства, зато есть обширная территория усадьбы Курлиных с надворными постройками.

«Зеленая школа»

Разместится детский центр А.У. Зеленко в бывших конюшнях усадьбы. Здание площадью около 200 квадратных метров сейчас используется как лекторий, кинозал и пространство для занятий с детьми. Новая экспозиция, созданная в рамках проекта «Зеленая школа», станет частью основной экспозиции Музея модерна. Она будет рассказывать об использовании природных форм в искусстве, дизайне, инженерном деле и состоять из нескольких разделов: «Время» (наблюдение за развитием, изменением природных явлений, осязание длительности), «Форма» (искусство и дизайн перенимает природные формы), «Звук» (звуки природы противопоставляются упорядоченным звукам - музыке), «Свет» (день и ночь, зрение, цвет) и пр.
Одна из основных задач, которую ставят перед собой авторы проекта «Зеленой школы» - «создание пространства, которое поможет воспринимать природу через искусство, что также является одной из основных идей модерна». При создании экспозиции будут использованы идеи, описанные в работах Александра Зеленко - «Комната света и тьмы», «Комната открытий и изобретений», «Развитие чутья красоты в быту» и др. Кроме того, предполагается активное включение родителей в процесс занятий с детьми, а дети, в свою очередь, не только смогут познакомиться с музейными предметами, но и сами будут создавать экспонаты.

Партнерами проекта выступают Самарская Вальдорфская школа и Самарская станция юных натуралистов. При создании «Зеленой школы» авторы ориентировались на опыт различных музеев, таких как Исторический музей земли Баден-Вюртемберг в Штутгарте (Haus der GeschichteBaden-Württemberg), Музей Израиля в Иерусалиме, Детский музей в Миннесоте, Музей детской книги в Гааге, Музей современного искусства ГАРАЖ (детская программа «По следам современного искусства»), а также проект »Do it» Ханса-Ульриха Обриста, в рамках которого посетители выставки сами создают предметы по инструкциям и другие.

 

121

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5