Конкурс

Образец преподавания

Пять финалистов областного этапа конкурса показали мастер-классы

Финал регионального конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области» - это не только отбор лучшего педагога губернии для участия во Всероссийском конкурсе, но и своего рода образовательная площадка, на которой апробируются различные модели школьных уроков недалекого будущего.

Научить детей думать

Из почти тысячи учителей Самарской области до финала дошел 21 педагог. И среди них надо было отобрать пятерку лучших. Победителям пришлось проштудировать массу методической литературы, пройти сквозь сито демонстрации «визитных карточек», провести открытые уроки-практики в незнакомых классах, показать педагогическое мастерство на открытых дискуссиях и свой уникальный мастер-класс.

«Для меня главное на любом уроке - привить учащимся навыки критического мышления, - говорит учитель истории и обществознания школы с. Тимофеевка Ставропольского района А.М. Назаров. - Моя цель - не загружать детей огромным количеством знаний, которые они могут забыть сразу же после окончания урока, а научить их работать с полученной информацией и отвечать на актуальные вопросы. Тема моего мастер-класса - «Социальные сети как зло». Как известно, если не можешь победить врага, постарайся сделать его своим союзником. А здесь возможности у социальных сетей огромные. Их можно использовать как в учебных, так и в воспитательных целях».

У преподавателя физкультуры школы №176 Самары Е.В. Сынжерян на мастер-классе была совсем иная задача. «Обычно в школе активно занимаются здоровьесберегающими технологиями для детей. Но мало кто задумывается, как уберечь здоровье учителя, который испытывает колоссальные нагрузки, - говорит она. - Я предложила комплекс упражнений для педагогов, которые могут оздоровить их с помощью фитбольных мячей. Вообще, после уроков физкультуры мы вместе с ребятами часто собираемся, обсуждаем, что физкультурой и спортом надо заниматься и вне школы, в различных секциях и клубах. Это должно стать нормой жизни наших детей. А за ними, глядишь, и взрослые подтянутся».

Мастер-класс учителя русского языка и литературы школы №34 Тольятти К.О. Карповой назывался «Юлий Цезарь и Помпей. Он долго топал, но безрезультатно». Чтобы выяснить, кто топал и почему без результата, школьникам пришлось познакомиться со сборником исторических произведений, окунуться в истории Древнего мира, проявить сообразительность.

А используя прием «яркое пятно» в виде какого-нибудь анекдота или загадки, по мнению Карповой, несложно провести параллели с сатирическими и юмористическими произведениями М. Зощенко или А. Аверченко. «Важно приобщать детей к активному чтению, которое заставляет думать, - считает К.О. Карпова. - России нужно вернуть статус самой читающей нации. У нас в классе, например, лучшим подарком к дню рождения для детей, как и прежде, является книга».

Экология и «цветопись»

Для учителя биологии школы №8 Отрадного Г.В. Шушуковой «больной» темой является экологическая безопасность. «Род, рождение, родители, родина, природа - однокоренные слова,  - считает она. - Начинать решать экологические проблемы нужно с себя. Ведь даже использованную жевательную резинку нельзя бросать на землю. Птицы воспринимают ее за корм и клюют. В результате могут умереть. Мы с ребятами постоянно мониторим ситуацию с экологией в Отрадном и проводим различные акции в защиту чистоты и безопасности. Чаще всего именно дети проявляют в этом инициативу».

На мастер-классе учителя русского языка и литературы школы №14 Сызрани А.И. Зиминой основным словом при разборе стихотворения «Сероглазый король» А. Ахматовой стал термин «цветопись». Через различные оттенки цвета поэт может передавать самые разнообразные чувства. И даже прилагательное «серый» способно выражать любовь. Заставить ребят сопереживать поэту или писателю - одна из основных задач школьного словесника.

«Конкурс «Учитель года» нужен для того, чтобы показать тот образец преподавания, к которому нужно стремиться школьным педагогам, - считает абсолютный победитель Всероссийского конкурса прошлого года С.С. Кочережко. - Здорово, что такие уроки постепенно становятся обычной практикой в общеобразовательных учреждениях губернии».

«Отличительной особенностью нынешнего регионального конкурса стало участие не только молодых учителей, но и зрелых преподавателей, - сказала председатель жюри, директор Самарского филиала МГПУ Г.Е. Козловская. - Им под силу освоение самых передовых методических технологий. И еще неизвестно, что победит - юность и настойчивость или опыт и зрелость».

 

Откровенный разговор «образовательных политиков»

Заключительной частью финальных испытаний конкурса «Учитель года Самарской области» стал круглый стол с министром образования и науки губернии В.А. Пылевым. Речь шла о роли образования в развитии региона.

 

Особая роль учителя

Финалистами стали А.И. Зимина, К.О. Карпова, А.М. Назаров, Е.В. Сынжерян и Г.В. Шушукова. Именно они приняли участие в круглом столе «образовательных политиков».

«Конкурс «Учитель года» становится все более популярным, - начал встречу глава Минобрнауки региона В.А. Пылев. - Это отражается как в географии, так и в количестве участников. В этом году их было более тысячи, начиная со школьного, районного, окружного этапов. Конкурс показывает и рост профессионализма педагогов. Если восемь лет назад мы искали что-то новое в образовательных технологиях, формах работы, то сегодня финалисты в комплексе используют самые современные способы преподнесения материала. За последние пять лет представители Самарской области четыре раза попадали в пятерку финалистов Всероссийского конкурса профмастерства. Мы выходим на новый уровень и в сентябре планируем принять в Самаре участников федерального конкурса».

Участники встречи обсудили актуальные вопросы образования: интеллектуальную миграцию и ее причины, введение обязательного изучения двух иностранных языков в школах, создание технополиса «Гагарин-центр» и многие другие. По поводу введения изучения двух иностранных языков в школе министр вспомнил анекдот, что раньше школьники не знали один иностранный язык, а теперь не будут знать два. В свою очередь, К.О. Карпова уверена, что приоритетом должно оставаться преподавание русского языка как основного в стране.

«Вопросов для обсуждения в сфере образования - множество. Лично для меня самым важным является роль учителя в формировании личности ребенка, - признался В.А. Пылев. - Никакие гаджеты не смогут заменить то, что делает педагог. Он не только помогает ученику получить знания, освоить умения и навыки, но и вкладывает в него душу. От учителя зависит будущее каждого ребенка, а значит - и будущее страны».

По мнению Г.В. Шушуковой, необходимо как можно раньше проводить среди детей профориентационную работу. Они должны знать реальное положение дел в экономике региона, чтобы своевременно определиться с профессией.

А.И. Зимина в своем выступлении полностью одобрила проводимую в Самарской области политику поддержки одаренных детей, их выявления и сопровождения, включая развитие олимпиадного движения, помощь медалистам, способным студентам и молодым ученым.

Литература и спорт

Зашел разговор об угасании интереса современных учеников к чтению и о потенциальном исчезновении бумажных книг. «Пока будет читатель, будет и книга, - считает А.И. Зимина. - Задача учителей - воспитать читателя. Думаю, в будущем справочные пособия, учебники будут в электронном варианте, а художественная книга останется в том формате, в котором она есть сейчас». Коллеге возразил А.М. Назаров: «Лет через сто бумажная книга под натиском электронных носителей станет достоянием субкультуры». С ним согласилась и Е.В. Сынжерян, отметив, что электронные носители значительно легче бумажных, а по информационному содержанию во много раз их превосходят. 

Не обошли вниманием и предстоящий чемпионат мира по футболу. «Проведение этого глобального турнира повлияет на развитие региона, - уверен  Назаров. - Этому будет способствовать строительство спортобъектов, инфраструктуры, создание технополиса «Гагарин-центр», приведение в порядок города. В губернии идет популяризация массового спорта, обновляются и строятся площадки возле школ и жилых домов. Все это поможет привлечь детей к занятию спортом».

Участники круглого стола согласились, что в преддверии ЧМ-2018 необходимо серьезно заняться воспитанием культуры болельщиков, которая сейчас далеко не всегда соответствует общепризнанным международным нормам.

Подводя итог дискуссии, В.А. Пылев отметил, что система образования в регионе активно развивается, и это подтверждает разнообразие высказанных в ходе встречи мыслей и мнений.

Имя абсолютного победителя «Учителя года Самарской области-2016» будет названо на  церемонии награждения 21 апреля, которая пройдет на сцене филармонии.

 

118

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Опрос

Что вы слушаете по радио?
Музыку
Новости
Ток-шоу
Политические передачи
Юмористические программы
Всего проголосовало 46
архив опросов
Как губернии расширять сотрудничество с Крымом?
Направлять студенческие и волонтерские отряды
Развивать взаимную торговлю
Отправлять детей на отдых к Крым
Наладить культурный обмен
Привлекать абитуриентов в самарские вузы
Всего проголосовало 47
архив опросов