Конкурс

Образец преподавания

Пять финалистов областного этапа конкурса показали мастер-классы

Финал регионального конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области» - это не только отбор лучшего педагога губернии для участия во Всероссийском конкурсе, но и своего рода образовательная площадка, на которой апробируются различные модели школьных уроков недалекого будущего.

Научить детей думать

Из почти тысячи учителей Самарской области до финала дошел 21 педагог. И среди них надо было отобрать пятерку лучших. Победителям пришлось проштудировать массу методической литературы, пройти сквозь сито демонстрации «визитных карточек», провести открытые уроки-практики в незнакомых классах, показать педагогическое мастерство на открытых дискуссиях и свой уникальный мастер-класс.

«Для меня главное на любом уроке - привить учащимся навыки критического мышления, - говорит учитель истории и обществознания школы с. Тимофеевка Ставропольского района А.М. Назаров. - Моя цель - не загружать детей огромным количеством знаний, которые они могут забыть сразу же после окончания урока, а научить их работать с полученной информацией и отвечать на актуальные вопросы. Тема моего мастер-класса - «Социальные сети как зло». Как известно, если не можешь победить врага, постарайся сделать его своим союзником. А здесь возможности у социальных сетей огромные. Их можно использовать как в учебных, так и в воспитательных целях».

У преподавателя физкультуры школы №176 Самары Е.В. Сынжерян на мастер-классе была совсем иная задача. «Обычно в школе активно занимаются здоровьесберегающими технологиями для детей. Но мало кто задумывается, как уберечь здоровье учителя, который испытывает колоссальные нагрузки, - говорит она. - Я предложила комплекс упражнений для педагогов, которые могут оздоровить их с помощью фитбольных мячей. Вообще, после уроков физкультуры мы вместе с ребятами часто собираемся, обсуждаем, что физкультурой и спортом надо заниматься и вне школы, в различных секциях и клубах. Это должно стать нормой жизни наших детей. А за ними, глядишь, и взрослые подтянутся».

Мастер-класс учителя русского языка и литературы школы №34 Тольятти К.О. Карповой назывался «Юлий Цезарь и Помпей. Он долго топал, но безрезультатно». Чтобы выяснить, кто топал и почему без результата, школьникам пришлось познакомиться со сборником исторических произведений, окунуться в истории Древнего мира, проявить сообразительность.

А используя прием «яркое пятно» в виде какого-нибудь анекдота или загадки, по мнению Карповой, несложно провести параллели с сатирическими и юмористическими произведениями М. Зощенко или А. Аверченко. «Важно приобщать детей к активному чтению, которое заставляет думать, - считает К.О. Карпова. - России нужно вернуть статус самой читающей нации. У нас в классе, например, лучшим подарком к дню рождения для детей, как и прежде, является книга».

Экология и «цветопись»

Для учителя биологии школы №8 Отрадного Г.В. Шушуковой «больной» темой является экологическая безопасность. «Род, рождение, родители, родина, природа - однокоренные слова,  - считает она. - Начинать решать экологические проблемы нужно с себя. Ведь даже использованную жевательную резинку нельзя бросать на землю. Птицы воспринимают ее за корм и клюют. В результате могут умереть. Мы с ребятами постоянно мониторим ситуацию с экологией в Отрадном и проводим различные акции в защиту чистоты и безопасности. Чаще всего именно дети проявляют в этом инициативу».

На мастер-классе учителя русского языка и литературы школы №14 Сызрани А.И. Зиминой основным словом при разборе стихотворения «Сероглазый король» А. Ахматовой стал термин «цветопись». Через различные оттенки цвета поэт может передавать самые разнообразные чувства. И даже прилагательное «серый» способно выражать любовь. Заставить ребят сопереживать поэту или писателю - одна из основных задач школьного словесника.

«Конкурс «Учитель года» нужен для того, чтобы показать тот образец преподавания, к которому нужно стремиться школьным педагогам, - считает абсолютный победитель Всероссийского конкурса прошлого года С.С. Кочережко. - Здорово, что такие уроки постепенно становятся обычной практикой в общеобразовательных учреждениях губернии».

«Отличительной особенностью нынешнего регионального конкурса стало участие не только молодых учителей, но и зрелых преподавателей, - сказала председатель жюри, директор Самарского филиала МГПУ Г.Е. Козловская. - Им под силу освоение самых передовых методических технологий. И еще неизвестно, что победит - юность и настойчивость или опыт и зрелость».

 

Откровенный разговор «образовательных политиков»

Заключительной частью финальных испытаний конкурса «Учитель года Самарской области» стал круглый стол с министром образования и науки губернии В.А. Пылевым. Речь шла о роли образования в развитии региона.

 

Особая роль учителя

Финалистами стали А.И. Зимина, К.О. Карпова, А.М. Назаров, Е.В. Сынжерян и Г.В. Шушукова. Именно они приняли участие в круглом столе «образовательных политиков».

«Конкурс «Учитель года» становится все более популярным, - начал встречу глава Минобрнауки региона В.А. Пылев. - Это отражается как в географии, так и в количестве участников. В этом году их было более тысячи, начиная со школьного, районного, окружного этапов. Конкурс показывает и рост профессионализма педагогов. Если восемь лет назад мы искали что-то новое в образовательных технологиях, формах работы, то сегодня финалисты в комплексе используют самые современные способы преподнесения материала. За последние пять лет представители Самарской области четыре раза попадали в пятерку финалистов Всероссийского конкурса профмастерства. Мы выходим на новый уровень и в сентябре планируем принять в Самаре участников федерального конкурса».

Участники встречи обсудили актуальные вопросы образования: интеллектуальную миграцию и ее причины, введение обязательного изучения двух иностранных языков в школах, создание технополиса «Гагарин-центр» и многие другие. По поводу введения изучения двух иностранных языков в школе министр вспомнил анекдот, что раньше школьники не знали один иностранный язык, а теперь не будут знать два. В свою очередь, К.О. Карпова уверена, что приоритетом должно оставаться преподавание русского языка как основного в стране.

«Вопросов для обсуждения в сфере образования - множество. Лично для меня самым важным является роль учителя в формировании личности ребенка, - признался В.А. Пылев. - Никакие гаджеты не смогут заменить то, что делает педагог. Он не только помогает ученику получить знания, освоить умения и навыки, но и вкладывает в него душу. От учителя зависит будущее каждого ребенка, а значит - и будущее страны».

По мнению Г.В. Шушуковой, необходимо как можно раньше проводить среди детей профориентационную работу. Они должны знать реальное положение дел в экономике региона, чтобы своевременно определиться с профессией.

А.И. Зимина в своем выступлении полностью одобрила проводимую в Самарской области политику поддержки одаренных детей, их выявления и сопровождения, включая развитие олимпиадного движения, помощь медалистам, способным студентам и молодым ученым.

Литература и спорт

Зашел разговор об угасании интереса современных учеников к чтению и о потенциальном исчезновении бумажных книг. «Пока будет читатель, будет и книга, - считает А.И. Зимина. - Задача учителей - воспитать читателя. Думаю, в будущем справочные пособия, учебники будут в электронном варианте, а художественная книга останется в том формате, в котором она есть сейчас». Коллеге возразил А.М. Назаров: «Лет через сто бумажная книга под натиском электронных носителей станет достоянием субкультуры». С ним согласилась и Е.В. Сынжерян, отметив, что электронные носители значительно легче бумажных, а по информационному содержанию во много раз их превосходят. 

Не обошли вниманием и предстоящий чемпионат мира по футболу. «Проведение этого глобального турнира повлияет на развитие региона, - уверен  Назаров. - Этому будет способствовать строительство спортобъектов, инфраструктуры, создание технополиса «Гагарин-центр», приведение в порядок города. В губернии идет популяризация массового спорта, обновляются и строятся площадки возле школ и жилых домов. Все это поможет привлечь детей к занятию спортом».

Участники круглого стола согласились, что в преддверии ЧМ-2018 необходимо серьезно заняться воспитанием культуры болельщиков, которая сейчас далеко не всегда соответствует общепризнанным международным нормам.

Подводя итог дискуссии, В.А. Пылев отметил, что система образования в регионе активно развивается, и это подтверждает разнообразие высказанных в ходе встречи мыслей и мнений.

Имя абсолютного победителя «Учителя года Самарской области-2016» будет названо на  церемонии награждения 21 апреля, которая пройдет на сцене филармонии.

 

118

Подписка 2017. Фотоконкурс

Последние статьи

22 сентября
21 сентября
20 сентября
19 сентября

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Опрос

Что вы слушаете по радио?
Музыку
Новости
Ток-шоу
Политические передачи
Юмористические программы
Всего проголосовало 46
архив опросов
Как губернии расширять сотрудничество с Крымом?
Направлять студенческие и волонтерские отряды
Развивать взаимную торговлю
Отправлять детей на отдых к Крым
Наладить культурный обмен
Привлекать абитуриентов в самарские вузы
Всего проголосовало 47
архив опросов