персона

Аналитик «плебейской культуры»

Поэт Сергей Лейбград считает футбол частью современного искусства
Любовь к спорту номер один Сергей Лейбград унаследовал от отца
Любовь к спорту номер один Сергей Лейбград унаследовал от отца

Имя этого человека прекрасно известно большинству образованных самарцев. Как и его оригинальная и неоднозначная роль в культурной жизни губернии. Поэт, общественный деятель, спортивный журналист… Так кто же он: «блестящий дилетант», занимающийся всем подряд и ничем всерьез, или ироничный поборник идей Ренессанса, волею судьбы и собственного желания примеривший на себя одновременно сразу несколько публичных личин?

На известном литературном сайте litkarta.ru общественный статус Сергея Лейбграда обозначен лаконично, но одновременно и с некоторой долей романтики – поэт и литературтрегер. С первым термином все понятно, но что по-русски означает вторая часть этого словосочетания? Сразу же возникают вопросы.
«С литературтрегером (ударение на предпоследний слог) все просто, - объясняет сам Сергей, сидя в накуренном донельзя кабинете, буквально увешанном плакатами, вымпелами и флагами с символикой «Крыльев Советов». – Это означает - общественный деятель в сфере литературы. Еще проще – организатор фестивалей, различных семинаров, совещаний, акций, перформансов, всевозможных литературных проектов. Короче говоря, деятель, занимающийся строительством в контексте литературы».
Этим строительством Сергей Моисеевич занялся достаточно давно. Без малого тридцать лет он организует городские, областные, всероссийские, международные литературные симпозиумы и фестивали, среди которых особо выделяются вышедшие на общегосударственный уровень тольяттинские литературно-театральные «Майские чтения», давшие современному российскому искусству братьев Дурненковых и Вадима Леванова. Двадцать лет назад они были придуманы именно Лейбградом совместно с известным меценатом Владимиром Дорогановым. В сферу его ответственности, прежде всего как профессионального поэта, входит выстраивание стратегии фестивалей, разработка программы, приглашение гостей и так далее. Что касается самарских постмодернистских проектов, то гремевшие еще несколько лет назад международные «Европейские дни в Самаре», «Пушкин после Пушкина», «Театр как текст» сейчас, к сожалению, канули в лету.
Вообще о ситуации вокруг поэтических мероприятий в областной столице Сергей Лейбград говорит преимущественно в прошедшем времени: «У меня стойкое ощущение, что в Самаре сейчас это никому не нужно. Когда-то я приглашал сюда известнейших деятелей не только поэзии, но и искусства вообще. В Самару приезжал со своим ансамблем замечательный композитор Алексей Айги (автор музыки к фильму «Страна глухих». - Прим. ред.). Были у нас Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Михаил Айзенберг… Можно долго перечислять. Это все было востребовано. Мы собирали по 500-600 человек. Зал Дома актера был переполнен… Я, конечно, понимаю, что в наши дни это, возможно, жизненно необходимо пяти-шести неравнодушным людям. Но на мой субъективный взгляд, какого-то брожения, творческой потребности в интеллигентских кругах на этот счет сейчас в нашем городе отнюдь не наблюдается. Да и продвигать это никто не хочет».
В некоторой степени поняв бесполезность своих попыток приучить самарцев к миру современной рифмы и нового поэтического стиля, Сергей Лейбград увлекся общественной деятельностью и даже политикой. Принимал участие в различных экологических мероприятиях и акциях, редактировал журналы и вел авторскую программу «Впрочем» на одном из областных телеканалов.
«Вы ведь понимаете, что был и есть такой персонаж – Сергей Лейбград, - говорит на этот счет сам Сергей Моисеевич. – И помимо того, что он поэт, литератор, культуролог, у него есть еще и некий общественный темперамент. Ему хотелось создать утопический (а как иначе!) культурный, политический, игровой центр именно здесь, никуда отсюда не уезжая. У меня была такая иллюзорная мечта – сделать Самару особым центром современного искусства. Есть люди талантливые – фотохудожник Сергей Осьмачкин, преподаватели европейского уровня Ирина Саморукова, Татьяна Казарина, Николай Рымарь, Валерий Бондаренко, несколько замечательных поэтов. Словом, такой круг есть. И мы могли стать неким экспертным сообществом в общественной и культурной жизни не только города, но и страны в целом. Так, в течение почти четырех лет, вплоть до дефолта 1998 года, я издавал и редактировал в Самаре вестник современного искусства «Цирк «Олимп», где печатались авторы со всего мира».
И всё-таки, судя по всему, утопия так и осталась утопией. То ли сам Сергей Лейбград не сумел четко разработать культурно-общественный «план Барбаросса», то ли детская любовь пересилила… С детства он грезил футболом. А поскольку и папа когда-то был врачом, напрямую связанным с футбольными баталиями, и Сергей все свое детство провел на скамеечке запасных самарской команды, подавая цветы приезжим звездам, и даже тогдашние футбольные кумиры города знали в лицо маленького Сережку, решил он воскресить детскую любовь. Правда, уже на другом, профессиональном журналистском уровне.
С 2006 года Сергей Лейбград – автор и ведущий единственной в Самаре интерактивной футбольной программы - ток-шоу «Южная трибуна», которая выходит на областном телеканале «РИО». Программы, которая, помимо «голов», «замен» и «секунд», рассматривает футбол не только как собственно спортивную составляющую, но и как некий срез «карнавальной культуры».
«Футболом я был «контужен» действительно с детства, - вспоминает Сергей Лейбград. – Более того, и Бориса Казакова, и Анатолия Фетисова, и других наших тогдашних звезд я видел постоянно». Сейчас Сергей оценивает футбол как дикую, плебейскую (в хорошем смысле этого слова) культуру. И он интеллектуал, постмодернист, поэт видит в этой карнавальной, объединившей весь мир идее именно культуру, заменившую карнавальные игрища и древние бои гладиаторов, собиравшие полные трибуны римских «колизеев». Интересно, что и Владимир Набоков, и Николай Заболоцкий, и Альбер Камю, и Жак Деррида когда-то думали так же.  Мечтали быть футболистами и воспринимали это всенародно любимое явление примерно под тем же «соусом».
Помимо тематической аналитической программы, Лейбград является автором концепции и одним из основателей единственного в России Музея футбола, который существует в Самаре на Волжском проспекте. И вкладывает в его развитие никак не меньше творческих сил, чем в другие собственные проекты… Однако за время беседы все же не раз сознается, что главная его идея как человека творческого – это создание полноценного Центра современного искусства, который смог бы реально, а не на словах хотя бы немного приблизить наш город к статусу мировых культурных столиц...
Так кто же он – Сергей Лейбград? И у любителей поэзии, и у фанатов футбола, и у общественников взгляды, уверен, отличаются как пятистопный ямб от одиннадцатиметрового удара. А впрочем…   
Справка
Сергей Лейбград — автор двенадцати книг стихотворений и эссе. Лауреат Фестиваля русской поэзии в Германии (1990) и фестиваля «Культурные герои XXI века» (1999), участник Всемирного конгресса русской прессы в Нью-Йорке и Европейской академии поэзии в Хельсинки (2000), Первого международного фестиваля поэзии в Москве (2001), семинаров поэтов стран Балтии «НордВест» в России, Швеции, Финляндии, Эстонии и Литве (1996—2004) и фестиваля современной российской поэзии «ГолосА» (2008, 2009). Публиковал стихотворения и эссе в журналах и альманахах «Дружба народов», «Пушкин», «Русский журнал», «Новое литературное обозрение», «Остров», «Воздух», «Дирижабль», «Дети РА», «День поэзии», «Золотой век», «Час культуры», «Послания», «Перформанс» и др. Тексты Лейбграда включены в антологии «Нестоличная литература», «Америка глазами русских писателей», «Времена и пространства: русская поэзия XX века», переведены на английский, немецкий, французский, польский, финский, шведский, латышский, литовский и эстонский языки. В 2003 году по итогам опроса, проведенного редакцией журнала «Босс» и самарским отделением Союза журналистов России, Сергей Лейбград был признан «Звездой Самарской губернии» в номинации «Поэзия».
Член Московского отделения Союза литераторов России. Член Союза журналистов России.

11

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1