Экспозиция

Старая Самара глазами Владимира Алексушина

В Детской картинной галерее открылась выставка «Самара XIX - начала XX века в графике Владимира Алексушина». В работах художника можно увидеть центр города, каким он был в прошлом и позапрошлом веках.

В экспозиции представлен 21 лист с пастелями самарского архитектора и художника Владимира Алексушина. В своих рисунках автор «реконструировал» Самару, которой мы не можем увидеть в наши дни, а знаем лишь по старинным открыткам и фотографиям. Да и на них мы не всегда сможем увидеть город в тех ракурсах, в которых увидел художник. Так, самарские площади, с их шумной жизнью, с их храмами и домами, многие из которых уже ушли в Лету, увидены Алексушиным с высоты птичьего полета. Как многие режиссеры фильмов любят снимать себя в эпизодических ролях (своеобразный автограф авторов), так и художник Владимир Алексушин на многих из этих картин изобразил себя в толпе самарцев.

Все работы сопровождаются комментариями, подготовленными супругой художника, краеведом и автором многих книг по истории Самары Татьяной Алексушиной. Она же на открытии выставки провела ее гостей по экспозиции, рассказав немало интересного о прошлом города, в котором мы живем.

Перед каждой из этих работ можно подолгу стоять, мысленно погружаясь в прошлое. Вот Панская, нынешняя Ленинградская. Спуск к Волге, 1900 год. Вымощенная камнем мостовая. Разношерстная толпа, бондарь везет бочки к пивоваренному заводу. Среди домов своей оригинальностью выделяется только что построенный каменно-деревянный особняк лесопромышленника Фирса Наймушина – это здание с башней, ориентированной на Волгу, и мансардными окошками, возвышается над всеми постройками и заставляет вспомнить о некоторых замках Европы. Спроектировал его самарский архитектор Александр Щербачев. Сегодня мы не можем насладиться красотой этого здания. Печально известный особняк на улице Степана Разина, 106 горел в 2007-м, а в 2013 году новый собственник частично снес здание, так что вместо архитектурного памятника в стиле модерн жителям открываются руины некогда роскошной городской усадьбы.

А вот Полицейская площадь, нынешняя Хлебная. Когда-то С.С. Лошкарев, устроитель Струковского сада, превратил часть площади в «английский» Александровский сад, но посадки из-за низкого качества почвы зачахли. А вот на картине Алексушина ими можно полюбоваться.

На выставке можно увидеть изображение уже давно исчезнувшего одного из самых примечательных зданий старой Самары – семнадцатиметровой трехэтажной часовой башни на Алексеевской площади (нынешняя площадь Революции), возведенной в 1860 году. На первом этаже была расположена сторожка, на втором - часовой механизм с большим циферблатом, а на третьем – массивный одиннадцатипудовый колокол.

На некоторых из работ отражены реальные исторические события. Например, открытие Самарского уездного училища А.А. Путилова в 1825 году. Или отъезд императора Александра I с усадьбы Струкова 9 сентября 1824 года. Мы видим, как Александр I со свитой и Г. П. Струковым стоят на крыльце гостевого дома, а толпа приветствует императора.

Еще одно реальное событие, запечатленное художником, - первый самарский чемпионат по лаунд-теннису в Пушкинском сквере. На картине – последний день чемпионата, 16 сентября 1912 года. Корт, засыпанный битым красным кирпичом, зрители. Один из инициаторов турнира Альфред фон Вакано вручает кубок победителю – Ф.Н. Батюшкову.

На открытии выставки выступил сын Владимира и Татьяны Алексушиных, самарский краевед Глеб Алексушин. «Основная идея этой выставки, - сказал он, - нестандартный взгляд на знакомые места. Эти картины расширяют наше представление о прошлом города».

88

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов