главное

Работать единой командой

Власть на местах ориентируют на эффективную работу, сокращение расходов на чиновничий аппарат и решение конкретных проблем жителей

Для муниципалитетов Самарской области год был богат на события. Пожалуй, самым значимым стало реформирование системы местного самоуправления. Эта работа продолжится в 2015 году.

По новым правилам

В начале 2014 года по поручению президента РФ В.В. Путина в регионах начали готовить предложения по оптимизации работы системы местного самоуправления (МСУ). Смысл реформы заключается в том, чтобы приблизить власть к населению, дать простым жителям возможность больше влиять на управленческие процессы, принимаемые в сфере хозяйствования решения. Главная задача - чтобы проблемы каждой, даже небольшой территории были услышаны и решались в порядке, установленном самими жителями, а не чиновниками.
Уже к лету предложения от субъектов РФ были оформлены в законодательную инициативу, и на федеральном уровне был принят соответствующий закон. А осенью согласно новым нормам стали менять региональное законодательство. Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин внес, а губернская дума утвердила Закон «О порядке избрания главы Самары». Документ установил переход от прямых выборов главы администрации областного центра к контрактной системе. Чуть позже аналогичную схему установили для остальных городов региона.
По мнению главы региона, с новым форматом выстраивается вертикаль власти и появляется возможность более оперативно решать насущные проблемы: «У руля муниципалитета встает не политик, а человек, который отвечает за городское хозяйство, занимается конкретными проблемами людей».

Под общественный контроль

Впереди реформа представительных органов власти. Планируется, что «перезагрузка» пройдет по следующей схеме. Появятся представительные органы на уровне городских районов, а городская дума будет формироваться из представителей этих районных структур. В микрорайонах же появятся общественные советы, с которыми будут взаимодействовать районные депутаты.
В Новокуйбышевске, кстати, похожую схему уже опробовали. В городе второй год работают общественные советы микрорайонов, которые даже имеют свой небольшой бюджет на благоустройство. В Тольятти общественные советы районов активно участвуют в приемке социальных и инфраструктурных объектов после ремонта, формировании смет. В 2015 году общественный контроль работы чиновников собираются наладить во всех муниципалитетах Самарской области.

Помогают финансами

Также выросли требования областных властей к чиновникам из городских и районных администраций. К примеру, при составлении очередного рейтинга эффективности муниципалитетов, опубликованного осенью, была значительно поднята планка для местных чиновников. Работу мэрий оценивали гораздо строже. В 2015 году правительство региона ждет более напряженной работы от всех органов власти на местах, особенно учитывая непростую экономическую ситуацию. Н.И. Меркушкин призвал провести оптимизацию всех муниципальных и государственных предприятий, сократить расходы на чиновничий аппарат и обращать особое внимание на сметы по бюджетным контрактам.
При этом региональное правительство по-прежнему поддерживает муниципалитеты. Продолжается выделение стимулирующих субсидий. Эта мера финансовой помощи уже показала свою действенность - средства, которые получают города и районы в качестве поощрения за выполнение социально-экономических показателей, идут на развитие территорий. Кроме того, область помогает муниципалитетам принимать участие в различных региональных и федеральных программах, привлекать сторонние инвестиции.
Главная цель, которую ставят губернатор и областное правительство - добиться того, чтобы регион, города и районы стали работать как единая команда для достижение общего результата.


Hовая форма местного самоуправления весьма актуальна

Д.Б. Микель, председатель думы Тольятти:

- Прошедший год показал, что реформа местного самоуправления весьма актуальна. Необходимость оптимизации МСУ, вовлечения общественности в принятие важных решений назрела давно. Пока здесь сделаны лишь первые шаги, впереди еще много работы. Нужно обеспечить условия для того, чтобы местная власть работала более эффективно, оптимизировать численность сотрудников исполнительной власти, чтобы отдельно взятый чиновник приносил максимум пользы. Важен контроль за исполнением чиновниками функций. И в этом плане правильным решением будет как раз переход к назначению на должность главы администрации профессионального управленца, который знает, как развивать городское хозяйство. Что касается Тольятти, то мы сейчас не спешим переходить на новую схему. Избранный жителями города мэр работает, так как у него не закончился срок полномочий.

Назначение глав администраций - конструктивный подход

В.В. Полянский, член Общественной палаты Самарской области:

- Можно сказать, что 2014 год стал знаковым в части осуществления реформы МСУ. Еще в 1990-е годы мы сделали заявку на развитие местного самоуправления, но методы и форматы работы тогда не соответствовали заявленным в нормативных актах возможностям. Постепенно, посредством реформ мы шли к новым результатам. Местное самоуправление может быть только там, где население ощущает себя единым сообществом. Чтобы этого добиться, необходимо было оптимизировать механизм управления муниципальными образованиями. В 2014 году изменилась система порядка наделения полномочиями глав администраций, и это верное направление, поскольку нужно было разделить политические и хозяйственные функции. Особенно это важно для Самары, ведь здесь проживает треть населения области. Прежняя система не давала должного результата. Опыт же других регионов показывает, что назначение глав администраций - конструктивный подход, который минимизирует политические игры.

Руководитель администрации заряжен на конкретную работу

А.Б. Фетисов, председатель думы Самары:

- Один из значимых аспектов реформы МСУ на региональном уровне - смена схемы избрания главы областного центра и назначение на должность руководителя администрации Самары О.Б. Фурсова. Пока нельзя говорить о каких-то результатах, но оптимизм внушает та слаженность, с которой проходили и корректировки Устава Самары, и проведение конкурса на замещение должности главы городской администрации. Принятие областного закона, поправок в Устав и отбор претендентов проходили в предельно сжатые сроки. При этом комиссия под руководством губернатора детально рассмотрела заявки всех кандидатов. Первые шаги О.Б. Фурсова на новом посту не вызывают никаких вопросов, сразу видно, что руководитель администрации заряжен на конкретную работу, без какого-то политеса. Можно сказать, что мы уже начали работать единой командой.

Самарская область - в федеральном тренде

Е.А. Кодина, директор Центра инноваций муниципальных образований:

- Самарская область находится в федеральном тренде: большинство субъектов РФ приняли законы по изменению схемы избрания главы администрации. Та конструкция, которая предложена в Самаре (институт назначения главы по контракту), уже успешно применяется в ряде крупных городов. Обычно глава крупного города - это прежде всего политик. Он может избираться из состава представительного органа и принимать политические решения. А рутинная работа должна перейти к профессионалу. Нужно понимать, что управление большой территорией - это нелегкий труд. Не каждый политик, который умеет зажечь и повести за собой народ, способен стоять у руля ежедневной хозяйственной работы. Что касается системы деления на внутригородские районы, данная модель с 2003 года работает в Москве и Санкт-Петербурге и уже продемонстрировала свою жизнеспособность. Для региональных центров эта конструкция является новой. Первыми в этом вопросе были челябинцы. Самара следует за ними.

7

 

Последние статьи

12 декабря 2014
29 ноября 2014

Архив Муниципалитеты

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1