Наследие

На «Аквариуме» нашли старые барельефы

Реставраторы сняли слой штукатурки со здания бывшего ресторана «Аквариум» на Самарской, 95. Под ним обнаружились остатки дореволюционных барельефов. После завершения восстановительных работ отреставрированные скульптурные элементы вновь будут украшать памятник архитектуры, в котором разместится Областной театр кукол.

Музы начала прошлого века

В краеведческой литературе последних десяти лет исследователи отмечают, что здание на улице Самарской, 95 относится к рациональному модерну, имеет яркое объемное решение, но практически лишено декора. При этом большинство работ самарского архитектора Михаила Квятковского (гостиница «Гранд-отель» («Жигули») на улице Куйбышева, особняк Новокрещеновой на улице Фрунзе, 144, дом Субботиной-Мартинсон на улице Алексея Толстого, 30, доходный дом Нуйчева на углу улиц Рабочей и Самарской), напротив, отличаются богатым оформлением фасадов. Неудовлетворительное качество архивных фотографий, имеющихся в открытом доступе, не позволяло внимательно рассмотреть декоративные элементы здании.

В конце 2014-го началась реставрация. В январе с фасада был снят слой штукатурки, нанесенной во время реконструкции 1970-х. Под ним обнаружились чудом сохранившиеся дореволюционные барельефы в стиле модерн с женскими изображениями, напоминающими то ли древнегреческих муз, то ли нимф. Учитывая, что кроме ресторана (это было одно из самых известных увеселительных заведений города с цыганским хором и варьете) в «Аквариуме» работал концертный зал, тематические рельефы были вполне уместными.

 

Скульптурный декор Самары

Реставраторы предполагают, что эркер здания был украшен цветочным декором, что весьма характерно для работ Квятковского, а вот металлический шар, венчавший башенку в советские годы, вероятнее всего, появился уже в 1920-х. Характерной особенностью авторского стиля можно назвать и эркер. Подобные барельефы же в работах автора встречаются впервые, если не считать женского изображения на особняке Субботиной-Мартинсон.

В архитектуре Самары конца XIX - начала XX веков скульптурный декор применялся довольно часто. Помимо растительных орнаментов дома украшались скульптурами атлантов, кариатид, античных богов, изображениями грифонов, львов, слонов, разнообразными масками. При этом дореволюционные скульптурные композиции и фризы на зданиях Самары - большая редкость. С ходу вспоминается лишь три примера - барельефы на бывших зданиях Русского для внешней торговли банка (улица Куйбышева, 90), Волжско-Камского коммерческого банка (улица Куйбышева, 92), а также композиция на фасаде почты и телеграфа на углу улиц Куйбышева и Ленинградской. Бывший ресторан «Аквариум» можно смело назвать четвертым.

Однако по стилю и фактуре барельефы на Самарской, 95 напоминают скорее скульптурный декор особняка Александра Стерлядкина в Сызрани. Долгое время авторство этого здания приписывали Федору Шехтелю, однако ведущие отечественные исследователи творчества московского зодчества эту версию отклонили.

Супругой Александра Стерлядкина была дочь самарского купца Екатерина Андреевна Субботина. По заказу ее отца, Андрея Андреевича Субботина, архитектор Квятковский перестраивал дом на улице Алексея Толстого. Нельзя утверждать, что зодчий как-то участвовал в строительстве сызранского особняка, но у краеведов и историков архитектуры появился повод для новых исследований.

Театр кукол возвращается


Работы по реставрации и приспособлению дома на Самарской, 95 для размещения в нем Театра кукол начались в прошлом году. Проект предполагает реставрацию бывшего «Аквариума» (в том числе восстановление барельефов) и строительство нового корпуса на месте снесенного в октябре 2014-го пристроя. Внутри разместятся зрительный зал на 237 человек с соответствующим сценическим оборудованием, универсальный малый зал на 50 мест для показа камерных спектаклей, репетиционный зал, фойе с возможностью размещения выставок, гардероб, 9 гримерных, кафе-бар на 50 человек, а также мастерские, склады и прочие технические помещения, необходимые театру.

Самарский областной театр кукол с 1930-х по 1970-е годы делил здание на Самарской, 95 с Театром юного зрителя, а в 1974-м переехал в бывший кинотеатр «Смена», который занимает по сей день. Здание давно уже не удовлетворяет потребностей Кукольного. Эпопея со строительством нового на Воронежских озерах закончилась ничем, так что было принято решение восстановить для него старое, тем более что ТЮЗ «СамАрт» покинул его еще в 1990-х.

На реставрацию и приспособление памятника архитектуры выделено около 450 миллионов рублей. По плану все работы должны завершиться в декабре 2015-го, так что уже в 2016 году Театр кукол будет играть на новой (или забытой старой) сцене.

71

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1