связь

В одностороннем порядке

Как грамотно завершить сотрудничество с телекоммуникационной компанией

Немногие абоненты задумываются над тем, как правильно завершить сотрудничество с телекоммуникационной компанией и грамотно прекратить пользование ее услугами. И далеко не все внимательно читают договоры, которые подписывают. А потому даже не подозревают, что отношения с оператором сотовой связи или провайдером не заканчиваются выбросом ненужной SIM-карты или отсоединением ТВ-кабеля от своего телевизора.

Забывать опасно
 Если абонент не проинформировал поставщика услуг о своем намерении расторгнуть договор, то возможность предоставления услуги сохраняется, а следовательно, будет начисляться абонентская плата, если она была предусмотрена договором и если в том же договоре не предусмотрено приостановление предоставления услуги в случае возникновения задолженности. Если абонент нарушает сроки оплаты услуг связи, оператор имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения (в соответствии с ФЗ «О связи» и Правилами оказания услуг связи). Причем именно «имеет право», а не обязан. Оператор может и подождать. Если абонент пользуется услугой, это удобно. Если же нет, то это ведет лишь к увеличению задолженности, про которую абонент может просто не знать. А незнание, как известно, не освобождает от финансовой ответственности. Если дело дойдет до суда, то там будут рассматривать документы, то есть подписанный абонентом договор и расчеты оператора. А вот доказать, что абонент фактически не пользовался услугами, очень сложно. Как подтвердить, что вы потеряли SIM-карту вместе с телефоном именно такого числа или что не смотрели телевизор уже больше года?
 «Если услуга уже не нужна, то необходимо официально расторгать договор во всех случаях, – пояснил директор по маркетингу интернет-компании «АИСТ» Андрей Беляев. – Если клиент прекратил пользоваться услугами, но не расторг договор, он продолжает считаться действующим абонентом: ему по-прежнему предоставляется возможность пользования услугой и, соответственно, начисляется абонплата. Иные «доказательства» не предусмотрены».
 «При заключении договора его стороны (и абонент, и оператор) принимают на себя некие обязательства, которые должны исполняться, – добавил юрисконсульт компании «Теленет» Сергей Михайленко. – Если «абонент просто отсоединил ТВ-кабель», это не значит, что он отказался от услуги и свободен от исполнения своих обязательств по договору, в том числе и финансовых. В этом случае договор остается в силе и абонент несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств».
 
 
 Грамотное расторжение
 Что должен сделать абонент, чтобы правильно приостановить или прекратить пользование услугами телекоммуникационной компании? Прежде всего, прочитать договор (в идеале до подписания). Именно в этом документе чаще всего описан порядок расторжения по инициативе абонента. «Как правило, расторжению предшествует уведомление (за определенный срок) другой стороны о намерении расторгнуть договор, окончательные взаиморасчеты (например, погашение задолженности, оплата понесенных расходов), и только потом уже следует совершение юридических действий, фиксирующих прекращение обязательств, к примеру, подписание соглашения о расторжении договора», – рассказал Сергей Михайленко.
 Начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком» Елена Чистова также отметила, что в каждом конкретном случае, связанном с расторжением договора на оказание услуг связи, существуют свои нюансы. «Для уточнения процедуры расторжения договора мы рекомендуем обращаться в Единую службу по расчетам и услугам Самарского филиала ОАО «Ростелеком», – пояснила Елена Чистова.
 «Чтобы прекратить пользование услугами интернет-компании «АИСТ», – рассказал Андрей Беляев, – гражданин может с документом (паспортом) приехать в любой офис компании и написать соответствующее заявление о расторжении договора. Абонент - юридическое лицо может любым способом передать официальное письмо (с подписью руководителя и печатью) о намерении расторгнуть договор».
 
 
 Временный отказ
 Помимо полного расторжения договора абонент может воспользоваться более мягкой формой ограничения предоставления услуг – приостановлением. Чаще всего в этом случае предусматривается минимальная абонентская плата, зато абонент имеет возможность быстро вернуться к сотрудничеству с оператором, пользуясь тем же номером, тем же кабелем, тем же счетом... В некоторых случаях приостановление оказания услуги может быть предоставлено и бесплатно. Согласно Правилам оказания услуг связи, «действие договора с абонентом может быть приостановлено по письменному заявлению абонента в случае сдачи в наем (поднаем), аренду (субаренду) помещения, в том числе жилого помещения, в котором установлено пользовательское (оконечное) оборудование, на срок действия договора найма (поднайма), аренды (субаренды)». В иных случаях оператор имеет право отказать в приостановлении услуги.
 Для приостановки пользования услугами у операторов предусмотрены специальные тарифы. У компании «АИСТ», например, по телефонии действует услуга «Временное отключение с бронированием номера», по доступу в Интернет – специальный пользовательский тариф «Блокировка» для физических лиц. «Данные тарифы минимальны, – пояснил Андрей Беляев, – они позволяют клиенту экономить в ситуации, когда услуга временно не востребована (абонент уехал в отпуск, в помещении идет ремонт и т.п.). При этом абонентская линия продолжает числиться за абонентом, и пользователь в любой момент может восстановить полный доступ к предоставлению услуги».
 Компания «Теленет» предоставляет возможность приостановления услуг связи в рамках специальных акций или в качестве дополнительной услуги. Например, с 1 мая по 30 сентября 2011 года в компании «Теленет» действует акция «Лето». Она адресована дачникам, поклонникам летних путешествий и всем тем, кто предпочитает уезжать из города с началом жарких дней. На этот период можно приостановить действие услуги кабельного телевидения.
«Тариф на приостановление услуги составляет всего 10 рублей, – сообщил Сергей Михайленко. – То есть, пока вы не пользуетесь услугой, вместо привычных 235 рублей в месяц вы платите 10 рублей в месяц. Участниками акции могут стать абоненты, не имеющие задолженностей. Для этого нужно подойти в абонентский отдел компании «Теленет» с паспортом, написать заявление и оплатить услуги (10 рублей в месяц) за выбранный период. Обратиться в абонентский отдел нужно не менее чем за семь дней до предполагаемой даты приостановления услуги. Возобновление услуги происходит автоматически».



Андрей БЕЛЯЕВ, директор по маркетингу интернет-компании «АИСТ»:

- Когда наш абонент попадает в такую ситуацию, ему временно приостанавливается услуга и с ним работают менеджеры: информируют об образовавшейся задолженности. Если же абонент осознанно не желает оплачивать потребленные им услуги, проявляет себя как «злостный неплательщик», то эта неприятная ситуация регламентируется законодательно – через суд.

Сергей МИХАЙЛЕНКО, юрисконсульт компании «Теленет»:

- Чтобы прекратить пользоваться услугами компании «Теленет», абонент должен не менее чем за две недели до даты расторжения проинформировать оператора о своем желании, подав письменное уведомление (заявление), оплатить все имеющиеся задолженности и расторгнуть договор в официальном порядке. Абонент и оператор подписывают соглашение о расторжении договора в двух экземплярах, один из которых остается у абонента.

Елена ЧИСТОВА, начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком»:

- Поскольку в каждом случае, связанном с расторжением договора, существуют свои нюансы, необходимо уточнять процедуру в Единой службе по расчетам и услугам Самарского филиала ОАО «Ростелеком». В случае наличия у абонента задолженности применяется комплекс мер по ее истребованию – от автоинформирования о наличии задолженности до ее взыскания в судебном порядке.

 

 

Марина КОРДОНСКАЯ,
коммерческий директор филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Самаре:
Прирост и отток клиентской базы сопровождают деятельность любой компании, предоставляющей услуги. Если абонент принял решение отказаться от предоставляемой услуги, он должен в обязательном порядке расторгнуть заключенный с оператором договор. Вместо этого абоненты зачастую просто прекращают пользоваться услугой, полагая, что договор аннулируется сам собой или срок его действия рано или поздно истечет. Однако пока договор не расторгнут, оператор продолжает считать клиента активным абонентом и начисляет абонентскую плату за услуги. Доказать, что абонент не пользовался услугой, не всегда технически возможно.
Если абонент решил приостановить или прекратить пользование услугами, ему прежде всего необходимо своевременно уведомить об этом оператора. Приостановить пользование услугами «ЭР-Телеком» можно в одном из пяти Центров продаж компании. Наши специалисты примут заявление и, исходя из обстоятельств, подберут предложение, которое позволит свести к минимуму затраты на время приостановления оказания услуг. Это, к примеру, может быть приостановка начисления абонентской платы. Чтобы расторгнуть договор, абоненту необходимо подойти в офис «ЭР-Телеком» (ул. Партизанская 86) с паспортом. Подобный порядок установлен потому, что договор заключается между оператором связи и абонентом в письменной форме, соответственно, и в процедуре расторжения договора должны участвовать обе стороны. Для удобства абонентов на эту процедуру производится предварительная запись. Договор расторгается при отсутствии задолженности, погасить которую можно тут же, в абонентском отделе компании. Если у абонента есть остаток денежных средств на счете, компания осуществляет их возврат.
В компании «ЭР-Телеком» действует две системы оплаты: авансовая – для клиентов, которые пользуются только одной из трех услуг компании, и постоплата – для абонентов «пакетного» предложения. В случае возникновения задолженности при авансовой системе платежа оказание услуги приостанавливается до момента внесения денежных средств на счет, при постоплате – услуги оказываются, но не в полном объеме: ограничивается скорость интернет-соединения, блокируется возможность совершать исходящие звонки по городскому телефону, при этом входящая связь работает.

 

Наталья ГЕРАСИМОВА,

специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» в МР «Поволжье»:
- Мы рекомендуем официально расторгать договор, если абонент не планирует пользоваться услугами оператора. Это позволит избежать возможных сложностей в будущем. Например, на некоторых тарифных планах установлена ежемесячная плата, которая продолжает списываться до достижения нулевого баланса счета абонента. После официального расторжения договора абонент может получить остаток неизрасходованных денежных средств со своего лицевого счета одним из двух способов: через перевод на любой другой номер МТС; путем зачисления на свой счет в банке или свою банковскую карту.

В случае если абонент МТС не расторгает договор с компанией официально и перестает пользоваться ее услугами, то по истечении 180 суток с даты последнего активного действия абонента (период может меняться в зависимости от тарифного плана) оператор в одностороннем порядке имеет право прекратить действие договора. Далее номер уже не идентифицируется персональными данными абонента. Поэтому если абонент все же хочет сохранить за собой номер, мы рекомендуем периодически производить хотя бы какие-то действия, в том числе бесплатные, например, проверять баланс.

Для того чтобы временно приостановить оказание услуг сотового оператора, абоненты МТС, в зависимости от тарифного плана, могут установить добровольную блокировку. Для этого абонент может прийти в салон МТС, позвонить в Контактный центр или воспользоваться Интернет-помощником на сайте МТС. Чаще всего временной блокировкой абоненты пользуются при утере SIM-карты.

Для полного прекращения предоставления услуг компании необходим личный визит в салон МТС.

 

Заявление не обязательно

Основная масса расторжений договоров происходит автоматически

По словам заместителя директора по коммерческой эксплуатации сети филиала «СМАРТС-Самара-GSM» Натальи Степановой, лишь 2-5% договоров расторгаются на основании официального заявления абонента.

- Часто ли абоненты вашей компании, по той или иной причине прекратившие пользовании услугами, официально расторгают договор? Во всех ли случаях необходимо это делать?
 - Основная масса расторжений договоров происходит автоматически в одностороннем порядке, то есть через 180 дней с момента совершения последнего платного действия абонентом. Если абонент не пользуется платными услугами. и сумма на его счету незначительная, и возвращать свои деньги абонент не планирует, то в принципе писать заявление на расторжение необязательно. Если абонент не пользуется услугами в течение 60 дней, со счета начинает автоматически списываться абонентская плата до момента полного исчерпания баланса или до возобновления обслуживания. Еще через 120 дней доступ к сети прекращается, абонентский договор расторгается в одностороннем порядке.
 - Что должен сделать абонент, чтобы правильно приостановить или прекратить пользование услугами вашей компании?
 - Если абонент решил прекратить пользоваться услугами компании, ему необходимо обратиться в центр обслуживания клиентов и написать заявление. Расторжение договора произойдет не позднее чем через 15 дней с момента подачи заявления. До прекращения действия абонентского договора стороны должны произвести взаиморасчеты по своим обязательствам. Плата за оказанные на момент расторжения договора услуги не возвращается. Остаток денежных средств на лицевом счете после произведения взаиморасчетов возвращается абоненту.
 - Какие меры применяются в вашей компании к абонентам, имеющим непогашенные задолженности? Продолжается ли предоставление услуги при непогашенной задолженности?
 - При возникновении задолженности принудительно блокируется доступ к платным услугам связи, но остается возможность использования входящей связи. В случае непогашения задолженности, через месяц с момента ее образования абоненту направляется уведомление с просьбой ее погасить. Еще через месяц ему направляется повторное уведомление-претензия. При отсутствии в течение месяца положительной реакции со стороны абонента передается обращение в суд с отнесением на абонента государственной пошлины, а также суммы пени (неустойки) согласно условиям договора в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки.


 

 

741

 

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Опрос

Как Вы планируете провести майские праздники?
- на даче
- в турпоходе
- выезд на природу
- дома дел невпроворот
Всего проголосовало 52
архив опросов
В какие бани Вы ходите париться?
- в общественные
- в номера
- я парюсь только в домашней бане
- я не хожу в баню
Всего проголосовало 94
архив опросов