балет

Музыка из чеховской прозы

В Самарской Опере готовят премьеру «Анюты» в постановке Васильева
Репетиция «Анюты» пока проходит в балетном классе. Когда приедет Васильев, артисты переместятся на сцену театра
Репетиция «Анюты» пока проходит в балетном классе. Когда приедет Васильев, артисты переместятся на сцену театра

Самарский оперный театр живет очень активной творческой жизнью: только что прошла премьера «Спящей красавицы», а уже почти готова новая постановка – балет «Анюта» по мотивам рассказа Чехова «Анна на шее». До премьеры, на которой будет танцевать легендарный Владимир Васильев, осталось чуть больше недели.

 

Балет для любимой
Знаменитый балет «Анюта» начал свою жизнь как телепостановка. Успех фильма превзошел самые смелые ожидания его создателей - сценариста Александра Белинского и постановщика Владимира Васильева. Картина не только была удостоена Государственной премии РCФСР, но и заслужила признание далеко за пределами Советского Союза, получила приз «Интервидения». По признанию Белинского, вся постановка родилась из одного-единственного вальса Валерия Гаврилина. Услышав его, известный сценарист и режиссер не мог отделаться от ощущения, что это – именно «чеховский» вальс.
В основу либретто лег сюжет рассказа «Анна на шее»: юная девушка из бедной семьи, дабы выпутаться из тяжелого положения, выходит замуж за стареющего чиновника с состоянием. Белинский несколько расширил чеховский замысел: в его сценарии Анюта не только соглашается жить с нелюбимым, но и отказывается от настоящего чувства – любви к бедному студенту. Женский образ в этом балете центральный, все остальные герои – отец и братья Анюты, престарелый муж, молодой возлюбленный, другие поклонники – не так ярки, они в первую очередь помогают раскрыться главной героине. В телефильме Анюту играет блистательная Екатерина Максимова, жена и постоянная партнерша Владимира Васильева по сцене. Телебалет и ставился Васильевым «под нее» - любимую женщину, чувство к которой он сохранил с первого класса балетной школы на всю жизнь. Сам Васильев исполнил в фильме одну из главных ролей – отца Анюты Петра Леонтьевича. Небольшая, но требующая исключительного драматического мастерства роль (учителя-пьяницы), «прижилась» в репертуаре легендарного танцовщика. Он сыграл ее в родившейся из телефильма театральной постановке в Большом театре, а затем много раз танцевал в других российских городах, охотно перенесших чеховский балет на свои сцены.
Балет живет уже больше 20 лет. Недавно скончалась его первая солистка Екатерина Максимова. А Васильев, несмотря на возраст, еще иногда выходит на сцену в роли Петра Леонтьевича. Станцует он и в самарской премьере.  

Репетиции полным ходом
Пока самарскими репетициями «Анюты» руководит художественный руководитель театра Кирилл Шморгонер, ученик и давний друг Владимира Васильева. Он уже ставил этот балет дважды – в Казани и в Перми. Впрочем, с тех пор прошло уже почти два десятка лет. Сейчас, создавая свою третью «Анюту», балетмейстер сверяется с  видеозаписями постановок Большого театра и Пермского театра оперы и балета. Корреспонденту «ВК» удалось увидеть, как Кирилл Шморгонер работает с одним из составов артистов, занятых в «Анюте». Репетиции пока идут в балетном классе под аккомпанемент фортепьяно, танцовщики одеты в репетиционную одежду – костюмы, подготовленные московскими мастерами, они примерят позже. Первым «работает» Игорь Ожегов. У него непростая задача – подтянутый и совсем молодой артист должен станцевать Модеста Алексеевича, пузатого чиновника 52-х лет. Шморгонер комментирует его танец, одновременно «правя» технические моменты и следя, насколько правдоподобным выходит драматический образ: «Туры должны быть соразмерены вместе, и толчок, и вращение, а у тебя толчок давит вращение, и поэтому там зависаешь... Давай, сцена в комнате, ты читаешь газету с биржевыми новостями. Нет, не на прямых ногах! Ты брюхо несешь, не забывай... Больше на пассе постой! Ты раздумываешь – туда вложить десять рублей, сюда десять... Да не чеши лоб, не чеши, не тот жест совсем! Руки ты почему такие широкие берешь? Возьми руки сразу нормально. Больше выворачивайся! Обозначь эту часть, больше темперамента вложи! Уводи, уводи ногу, она тебя сама довернет! Зачем здесь столько пируэтов? Не нужно это... Ты орден получил – обалдел от счастья. Ты не перед кем-то изображаешь – это твое внутреннее состояние. Чувство собственного величия, значимости». Время от времени балетмейстер вскакивает со своего места и делает несколько движений вместе с артистом, намечая правильный рисунок танца. Отрепетированы сольные сцены Модеста Алексеевича («Молодец, прошел ничего», - хвалит Шморгонер.), и к нему присоединяется Анюта – сейчас ее танцует Екатерина Первушина.

Испытание тарантеллой
Катя Первушина - миниатюрная девушка с огромными карими глазами, на вид не старше 18 лет, как и полагается чеховской героине. Музыка заметно меняется – у всех в балете своя тема. Теперь артисты танцуют дуэтом. Игорь – брюзгливый, читающий нотации муж, Катя – напуганная, несчастная молодая супруга. Скоро Ожегова сменяет Виктор Мулыгин – он танцует студента, возлюбленного Анюты. Дуэт репетирует сцену романтического сна главной героини. «Не танцуйте реалистично, должно быть понятно, что это ей снится, - требует Шморгонер. - Витюша, я хочу, чтобы ты ее по-настоящему полюбил. Хотя бы на этот час. Ты как будто ее боишься. Вот так надо стоять, близко-близко. Электричество должно бегать от носа к носу. Поехали!»
И снова у Первушиной меняется партнер – теперь это крупный красавец Дмитрий Пономарев, он играет ловеласа Артынова. «Я должен видеть, что ты настоящий соблазнитель, бабник, - наставляет его Шморгонер. - Подошел, поцеловал руку, а смотришь в глаза - гипнотизируешь. Дима, тебе должно быть несложно – просто изобрази самого себя». Рядом с Пономаревым Первушина кажется совсем крошечной. «Я не могу за него держаться, - жалуется девушка через несколько минут репетиции, - не достаю». «Ничего, я вас специально подбирал, - «утешает» артистку балетмейстер. - В фильме Артынова танцует  Джон Марковский, у него с Максимовой такая же разница в росте, как у вас с Димой».  В заключение Катя репетирует знаменитую на весь мир тарантеллу - сольный танец, который Анюта исполняет в кульминационной сцене на балу у его сиятельства. Танец и сам по себе технически сложный, а тут еще аккомпаниатор берет слишком быстрый темп. Видно, что Первушиной очень тяжело успевать – старается из последних сил. «Терпи, терпи», - подбадривает ее Шморгонер. Танец повторяют еще раз, уже в нормальном темпе. «Давай, Катя, начинай, пока ты не отдохнула», - подгоняет балетмейстер. Балерина дотанцовывает на последнем дыхании. «Неплохо, Кать, неплохо», - резюмирует наставник.
Артисты расходятся. Вечером – еще одна репетиция, уже с другим составом.  

Момент истины
Практически вся балетная труппа театра занята в «Спящей красавице» - так что для разучивания новой постановки приходится выкраивать время между репетициями и выступлениями. Скоро приедет Васильев, будет вносить завершающие штрихи – к этому моменту с технической стороны все должно быть уже готово. «Именно Владимир Викторович выберет состав, который будет танцевать на премьере, - говорит Кирилл Шморгонер. - Им посчастливится работать на одной сцене с самым знаменитым танцовщиком прошлого века. И дело тут не только в том, что это большая честь. Владимир – человек, который буквально зажигает всех окружающих своей невероятной энергией. Сам он танцует отца Анюты очень здорово, выразительно, эмоционально. Это будет совершенно сумасшедший спектакль».
19 апреля в Оперном театре пройдет встреча Владимира Васильева с поклонниками его таланта. А 22 апреля премьеру «Анюты» с его участием можно будет увидеть на самарской сцене.

Неодрамбалет
Синтез классики и современной хореографии

 

 

 

Кирилл Шморгонер, художественный руководитель Самарского театра оперы и балета
- Почему в репертуар Самарского оперного театра решили добавить именно «Анюту»?
- Я люблю этот балет, он очень душевный, сейчас редкость такие постановки, которые прямо в сердце попадают. А вообще, художественный руководитель, выбирая спектакль, учитывает интересы театра, актеров. С позиции театра, «Анюта» - весьма выигрышная постановка. Она зрелищная и очень любима зрителями - прошла по всей стране, везде хорошие сборы, поклонники балета приходят не по одному разу. Исполнителям этот спектакль дает возможность проявить себя не только танцовщиками, но и как актеры. Тут недостаточно умения сделать два тура, подпрыгнуть высоко, удержать партнершу. Надо уметь выражать свои чувства в пластике.
- Это, скорее, классический балет или постановка в стиле современной хореографии?
- Я называю это направление «нео-драмбалетом». В советское время у нас был развит «драмбалет» - в таких спектаклях драма преобладала, танцы были «по случаю», например, в сцене бала в «Бахчисарайском фонтане». Потом с запада пришла современная мода на приоритет формы, балет без сюжета. «Анюта» - синтез этих двух направлений. В этом спектакле движением выражены действие, характеры. Танцы стилизованы под чеховскую эпоху, городской стиль конца XIX – начала XX веков. В основе лежит все же классический танец, просто обогащенный более современными хореографическими средствами, которые помогают раскрыть образы героев.
- Каким будет вклад в постановку Владимира Васильева?
- Не думаю, что Владимир Викторович станет делать какие-то концептуальные изменения. Правки, скорее всего, будут небольшими: мастер подкорректирует некоторые движения, внесет новые, что-то обогатит, усложнит. Сейчас пока трудно говорить на эту тему, правки рождаются, когда балетмейстер видит конкретных танцовщиков. Васильев – гениальный постановщик, он умеет каждого артиста раскрыть, показать с самой выигрышной  стороны. Поэтому нашим исполнителям очень повезло, что он будет работать с ними.

 

 

Наталья Эскина, музыковед:
- Музыка Гаврилина в «чеховском» балете – удивительное явление. С одной стороны, сразу слышно, что это дыхание современности, ХХ века. По-современному лаконичная, острохарактерная,  танцевальная музыка Гаврилина в то же время очень точно «ложится» в эмоциональную атмосферу рассказа Чехова. Редкий пример слияния духа музыки – и ее литературной основы.

 

 

Екатерина Первушина, одна из исполнительниц роли Анюты:
- Партия Анюты – сложная и очень интересная. Надо не только освоить технику, порядок исполнения, но и проникнуться характером героини. Я множество раз смотрела, как танцует Максимова. Она – идеальная Анюта, на которую надо равняться. Многое я «считываю» с нее, мне необходимо учиться у мастера. Но в то же время стараюсь привнести что-то свое.

 

 

20

Последние статьи

20 марта
19 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1