СЦЕНА

Пробуждение красавицы

Самарский театр оперы и балета готовит новую премьеру
Габриэла Комлева (на фото в центре) занимается «огранкой» фей драгоценных камней
Габриэла Комлева (на фото в центре) занимается «огранкой» фей драгоценных камней

После премьеры «Князя Игоря» театр оперы и балета вновь обратился к классике, но уже в другом жанре. Постановкой балета «Спящая красавица» занимается знаменитая балерина, профессор и балетмейстер-репетитор Мариинского театра Габриэла Комлева. В один из «горячих» дней перед премьерой корреспонденту «ВК» удалось увидеть, как отдельные сцены превращаются в один из самых ярких спектаклей.

 

Зрительный зал театра почти пуст и погружен в полумрак. Яркий свет остался только на сцене, где только что закончилась репетиция пролога «Спящей красавицы». Артисты разошлись, спешит на совещание художественный руководитель театра Кирилл Шморгонер, и на подмостках остается только легендарная балерина и педагог Габриэла Комлева. Сегодня она приехала в Самару и сразу приступила к работе. До премьеры осталось меньше десяти дней. «Подразвалилось немного все, - говорит она. - Мы готовились к декабрю, и все было готово. Но прошло некоторое время, и снова надо репетировать, чтобы все было хорошо. Это естественный процесс». Однако внешне народная артистка РСФСР и СССР остается совершенно спокойной. Может быть, потому что «Спящую красавицу» она знает «изнутри» и «снаружи». Как балерина она известна, в том числе, благодаря блистательному исполнению партии Авроры в этом спектакле. Как балетмейстер она имеет богатую практику переноса и возобновления «Красавицы» в отечественных и зарубежных театрах. Вот и на сцену Самарского театра оперы и балета Комлева переносит постановку Мариинского.
Через три часа декорации меняются. На сцене появляется «задник» с замком вдалеке - из «Лебединого озера». В одной из сцен «Спящей красавицы» будет похожая картина, и она уже готова, но еще не приехала в Самару. А вот лес — тот самый, что будет в спектакле. По-сказочному таинственный, он выглядит объемным, дает сцене глубину и обычную репетицию без костюмов превращает в зрелище. Сейчас из-за недостатка света лес выглядит мрачновато, но все изменится, когда включат прожектора. По словам работников театра, современное световое оборудование в «Красавице» тоже будет играть немалую роль.
Начинается новая репетиция. Работают над сценой бала, где Аврору и принца Дезире поздравляют по случаю свадьбы сказочные персонажи. Сейчас это феи Золота, Серебра, Сапфиров и Бриллиантов. Не главные, но все же заметные партии исполняют совсем юные балерины. Комлева как очень требовательный преподаватель вносит уточнения после каждого небольшого отрывка. Указывает на сантиметры, которых не хватает до завершенности движения, на  выражения лиц, на отставания в доли такта. Иной раз Габриэлла Комлева танцует вместе с молодыми балеринами, расставляя нужные акценты. В движениях ее и сейчас грация, которой можно только восхищаться. При этом Комлева не повышает голос, не забывает похвалить молодежь, пошутить. Это работа и манера поведения человека, который полностью уверен в том, что делает, четко представляет себе цель.
Легкая оптимистичная музыка Чайковского придает репетиции позитивный настрой. Вместе с юными балеринами, как бы повторяя, сидя на стуле, их движения на сцене, едва заметно двигается их преподаватель, директор Самарской детской центральной хореографической школы Валентина Пономаренко. Но замечаний практически не делает - здесь она  наблюдает за результатами своей работы, проведенной в классах. «А мы на коду как выходим — из-за кулис или сначала на сцену?» - интересуется одна из «драгоценных» артисток. «Не знаю, раньше вроде бы выходили из-за кулис, потом перестали», - вспоминает Комлева, известная своим вниманием к деталям. «Как вы скажете», - смущается балерина...

Пока по репетиции сложно сказать, какой будет «Спящая красавица». Но в «объемных» декорациях, эскизах ярких костюмов, легких движениях под аккомпанемент фортепиано уже есть предчувствие радостного события. Это будет балет, на который пойдут и взрослые, и дети. Сказка, но в то же время настоящая классика. Только не «феерия»! Габриэла Комлева считает, что это неактуальное слово для наших дней. И пятую для самарского театра «Спящую красавицу» она собирается сделать более динамичной. Ровно через неделю мы узнаем, насколько ей это удалось.


Петипа устарел
Гигантский балет-феерия не для современного зрителя

Габриэла Комлева, балетмейстер:

- На что вы сейчас больше всего обращаете внимание?
- На все. Танцы, мизансцены... Самое трудное — это развести мимансы. Чтобы люди не стояли истуканами, а, прямо по Станиславскому, существовали в предложенных обстоятельствах. Это очень важно, потому что только тогда спектакль получится живым.
- Не волнуетесь из-за того, что до премьеры мало времени осталось?
- Волнение есть каждый раз. Всегда кажется, что все разваливается, но потом вдруг собирается. Сегодня была первая репетиция после перерыва. Нужно было поставить задачи, всех развести, сказать, что делать. Это работа очень большая, и еще многое впереди. Но артисты сегодня молодцы: феи, например, очень неплохо станцевали вариации... А я дальше работать буду и днем, и вечером.
- К тому же, вы не в первый раз ставите «Спящую красавицу»...
- Да, но знаете, как говорят - «в каждой избушке — свои погремушки». У каждой труппы  свои возможности и особенности. Например, несколько артистов сейчас больны. Значит, будут замены, значит, некоторым придется успеть получше подготовиться. Впрочем, так, наверное, всегда и в любом театре.
- В чем будет особенность вашей постановки?
Версия Петипа, конечно, слишком старая. Гигантский балет-феерию, который был прежде, зрителю сегодня трудно смотреть. Может быть, это было здорово, но публика должна была приходить подготовленной и отдохнувшей, а не после работы, как сейчас обычно бывает. Я иду за редакцией Сергеева, который очень деликатно «осовременил» спектакль. У него все было очень выверено, с глубоким пониманием традиций классического балета, и в итоге получилась более динамичная версия. Но и со времен подачи Сергеева все еще немножко изменилось в нашей жизни. Я старалась сделать спектакль с учетом изменившихся ожиданий публики и возможностей труппы.


Михаил Губский, главный художественный руководитель САТОБ, заслуженный артист России:

- Естественно, я вижу в грядущей постановке «Спящей красавицы» одни только плюсы и считаю, что эта премьера станет событием для самарского балета. Постановка этого спектакля просто не может не пойти на пользу всему нашему театру. Это полноценная и достойная вещь, которую мы скоро будем показывать самым высоким гостям нашего города, вывозить на самые престижные гастроли. Плюс, восстановление в новой редакции классической, «мариинской» версии на нашей сцене, с нашей труппой даст колоссальный толчок для дальнейшего творческого роста. Ведь работа с таким выдающимся мастером, как Габриэла Комлева, станет для наших молодых артистов (а наша балетная труппа серьезно обновилась в этом сезоне) просто прекрасной школой.

Кирилл Шморгонер, художественный руководитель самарского театра, балетмейстер, заслуженный артист России:

- Я сам не ставил «Спящую красавицу» в своей карьере никогда. А тот спектакль, который был поставлен более 100 лет назад Мариусом Петипа — это русская гордость. Он практически не видоизменялся и идет во всех театрах до сих пор именно в том виде, каким создал его великий балетмейстер. Естественно, я считаю, что он должен идти и у нас. Сейчас Габриэла Комлева фактически переносит на нашу сцену вариант, который идет в Мариинке. Нужен спектакль не только театру, но и труппе: в этой роскошной и по-настоящему «имперской» работе артисты имеют возможность продемонстрировать все свое мастерство. Ну а если бы я считал, что наша балетная труппа не справится с постановкой, я бы, наверное, и не стал приглашать к нам в город такую звездную фигуру, как Комлева.

Наталья Эскина, музыковед:
- Я считаю «Спящую красавицу» одной из вершин романтического балета, наряду с двумя другими балетами Чайковского («Лебединое озеро» и «Щелкунчик»). Принято сопоставлять этот балет с Пятой симфонией Чайковского. Балеты великого русского композитора – не просто танцевальные дивертисменты; как и его симфонии, они  включают в себя драматическое, а порой и трагическое начало, посвящены великой гуманистической идее преодоления зла любовью. «Спящая красавица» в постановке гениального балетмейстера Мариуса Петипа уже 120 лет идет на сцене Мариинского театра и, безусловно, станет украшением Самарской сцены.

 

6

 

Последние статьи

12 декабря
11 декабря
07 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3