закупки

Провинциальный барьер

Рынок электронной торговли в Самаре пока делает лишь первые шаги
Развитие рынка онлайн-торгов в Самаре тормозит низкий уровень проникновения интернета
Развитие рынка онлайн-торгов в Самаре тормозит низкий уровень проникновения интернета

Финансовый кризис подтолкнул малый и средний бизнес к активному поиску способов оптимизации собственных издержек. Осуществление торгово-закупочной деятельности через электронные торговые площадки смогло бы снизить затраты на организацию торговых процедур и уменьшить цену закупок.

Будущее за технологиями
Еще до наступления кризиса в деловых кругах активно обсуждалась необходимость создания какого-либо инструментария, позволяющего оперативно информировать бизнесменов об их потенциальных партнерах. Для этого на местном уровне специалисты Информационно-консалтингового агентства (ИКАСО) начали проводить деловые миссии в районах губернии. Вопросом «делового сближения» компаний занимается целый ряд ведомств областного правительства, представляя губернию на межрегиональных и международных мероприятиях. Но в условиях нестабильности более экономичной альтернативой реальных встреч стали виртуальные торговые площадки. Наиболее крупные из них – единая система «B2B-Center», ориентированная на корпоративный сектор, и самарская «Интеллектуальная торговая система Наметкина», в которой обмениваться товарами и услугами могут не только юридические, но и частные лица. Участники рынка информа-ционно-консалтинговых услуг уверены, что единое виртуальное торговое пространство позволит бизнесменам присутствовать на глобальном и региональном рынках, имея равные конкурентные возможности. Увеличится скорость поиска партнеров и заключения договоров. 

Неоспоримым преимуществом электронных торгов для поставщиков является расширение рынка сбыта, а для заказчика - снижение цен закупок

Корпоративный сектор
Неоспоримым преимуществом электронных площадок для поставщиков является расширение рынка сбыта, а для заказчика -  снижение цен закупок, а также открытый и неограниченный доступ всех участников рынка к информации о проведении торгов. Поскольку обмен информацией происходит в электронном виде (с применением цифровой подписи), бумажный документооборот значительно сокращается, что снижает затраты на персонал. Использование дополнительных виртуальных сервисов поможет получить электронные банковские гарантии, страховые услуги или расчет логистики. 
На виртуальных торгах вся информация одинаково доступна для каждого участника, конкурсная документация находится в свободном доступе в электронном виде.  Таким образом, торговые процедуры становятся предельно прозрачными. Каждую стадию конкурса можно отследить на любом этапе ее проведения. Владелец крупного бизнеса может выстраивать систему четкого контроля над деятельностью дочерних предприятий, зависимых структур. На презентации программы B2B-Center в Самаре специалисты ОАО «Центр развития экономики» рассказали об антикоррупционном эффекте работы в системе, подчеркнув его актуальность.

Социальный акцент
Альтернативный виртуальный рынок предложила бизнесменам интеллектуальная торговая система самарца Сергея Наметкина. Его продукт можно условно назвать преемником системы В2В. Наметкин предлагает развитие бартерных отношений в электронной системе. По его мнению, бартер в условиях экономического кризиса  может стать реальной поддержкой для предприятий, причем как промышленных гигантов, так и малого бизнеса. Сегодня уже существует несколько подобных площадок торговли. Наиболее крупные – «Антикризисный расчетно-товар-ный центр» Германа Стерлигова, RusBarter и GlobalBarter. Отличительная черта системы Наметкина от других – акцент на информационную составляющую проекта, помимо посреднических услуг. Причем обычно электронные компании-посредники, выступая гарантом и организатором сделок, получают свое посредническое вознаграждение с каждой проведенной бартерной операции. Система же Наметкина предполагает бесплатную помощь в поиске партнеров для бартерных сделок не только предприятиям, но и физическим лицам. Эксперты положительно оценивают идею бартера в текущей ситуации низкой ликвидности и высокой стоимости денег.

В начале пути
Тем не менее, по оценкам экспертов, самарцы пока не стремятся пользоваться благами виртуального рынка. Такая сравнительно низкая активность регионального бизнеса в сфере online-торговли в сегменте B2В объясняется отсутствием развитой культуры приобретения товаров и услуг в online-режиме у основной массы населения. Кроме того, дополнительными негативными факторами для данного рынка часто выступают проблемы логистического характера и крайне невысокий уровень развития платежных систем. Относительно сектора B2B бизнесмены отмечают низкий уровень развития таких проектов, их относительно небольшое количество, узкий ассортимент продукции, представленной на подобных площадках. Аналитики скептически оценивают и бартерный вид электронной торговли. «Бартерные сделки, особенно с большим количеством посредников, как правило, весьма трудоемки и занимают длительный период времени. Поэтому как только произойдет восстановление кредитно-денежной системы, необходимость в подобных схемах отпадет», - полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
С ним согласен и генеральный директор «Учебного Центра B2B», коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко.
«Небольшие перспективы в первую очередь связаны со сложностью бартерных отношений (недоверие участников бартера друг другу, отсутствие механизмов залогов и гарантирования сделки, налогообложения бартера и т.д.),  рынок не подготовлен к такому виду взаиморасчетов и вряд ли вообще будет к этому готов. Кроме того, бартерные схемы неудобны и невыгодны для предприятий, которые традиционно работают по товарно-денежной схеме, и переход на бартер означает для них полное изменение структуры работы финансовых департаментов, а также появление непрофильных активов», - считает Андрей Бойко. Сами представители В2В-системы, отмечая относительно низкое проникновение интернета в регионы, уверены, что всплеска интереса к системам электронной торговли в Самаре стоит ожидать в случае выхода на этот рынок 5-6 крупных заказчиков, под которых появятся поставщики. Первые примеры уже есть. В системе B2B-Center уже довольно давно проводят процедуры крупные предприятия Самарской области, среди них, например, ОАО «Волжская ТГК», ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ «Самара».
 

1

 

Последние статьи

16 ноября
15 ноября
14 ноября
13 ноября
12 ноября

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2