СОБЫТИЕ

Дали «Крок»

В Самаре проездом побывал фестиваль анимационных фильмов
Елену Чернову, Александра Петрова и Юрия Норштейна (слева направо) новая программа «Крока»
удивила мало
Елену Чернову, Александра Петрова и Юрия Норштейна (слева направо) новая программа «Крока» удивила мало

В Доме актера впервые в городе состоялся показ программы Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок — Мир детства». У зрителей была уникальная возможность не только увидеть творения молодых мультипликаторов всего мира, но и пообщаться с культовыми фигурами отечественной анимации - режиссерами Юрием Норштейном, Эдуардом Назаровым, Еленой Черновой, Александром Петровым.

Фестивалю «Крок» (в переводе с украинского - «шаг») больше 20 лет. Появился в 1989-м, в 91-м получил статус международного. Сегодня он входит в число наиболее известных и знаковых событий в жизни мировой анимации. Жюри, состоящее из ведущих в области анимации режиссеров и критиков, вместе со зрителями смотрит и обсуждает фильмы авторов из разных стран. Имена селекционной комиссии и организаторов «Крока» говорят сами за себя. Это люди, создавшие и создающие лучшие образцы отечественной анимации: режиссеры Эдуард Назаров («Жил-был Пес», «Мартынко», «Путешествие муравья») и Давид Черкасский («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ») являются его президентами. А создатель «Ежика в тумане» и «Сказки сказок» Юрий Норштейн — почетный президент «Крока». Несмотря на проблемы с финансированием и прокатом фильмов, «Крок» продолжает активную деятельность, доводя до зрителей ряда городов страны редкие анимационные находки.
В этом году в жизни фестиваля произошли некоторые изменения. Название в связи с появлением нового генерального партнера изменилось на «Крок — Мир детства». Сам же фестиваль посвятили молодым мультипликаторам, дебютантам и студентам. В программе участвуют 150 фильмов (отобраны из 800 поданных заявок) авторов из 38 стран. Россия представлена 19 картинами, некоторые из которых уже отмечены премиями на престижных фестивалях. Причем жизнь участников и организаторов «Крока» настолько насыщенная, что фильмы приходится досматривать уже во время путешествия (участники и организаторы фестиваля плывут по Волге на теплоходе «Виссарион Белинский») со скоростью две картины в день. Причем после просмотра проходит обязательное обсуждение технических и художественных достоинств увиденного.
«Десант» «Крока» высадился в Самаре днем. Перед этим прямо на борту теплохода «ВК» удалось пообщаться с Виктором Норштейном, Эдуардом Назаровым, Еленой Черновой и Александром Петровым. Если первые два в представлении не нуждаются, то Чернова и Петров пока популярны в узких кругах. Чернова (на «Кроке» она председатель селекционной комиссии) — режиссер студии «Пилот», ученица Александра Татарского и Федора Хитрука, автор знаковых мультфильмов из цикла «Гора самоцветов». Петров — режиссер, заслуженный деятель искусств России, лауреат «Оскара» за анимацию «Старик и море» (2000).
«После нашего плавания будут определены победители, - рассказала Елена Чернова. - Критерии отбора фильмов такие же, как и те, по которым оценивают харизму и внешность человека. Чего-то революционного в этом году в программе нет. Большинство фильмов созданы в традиционных технологиях, в которых сейчас работают аниматоры мира: это и рисованное кино, и реклама, и кукольные фильмы... Поэтому мы не отдавали предпочтения каким-то технологиям или школам. Кино, если оно хорошее, попадало в программу».
«Тенденции в современной анимации плохие, - поделился наболевшим Эдуард Назаров. - При постоянных криках прокатчиков о том, что нужно больше анимации, полнометражных фильмов, разговорах о 3D, сейчас в России невозможно создание полнометражных фильмов 3D. У нас нет такой культуры, школы, образование на это не настроено. Российская душа, да и вообще русская мультипликация по природе своей к полному метру не склонна». Столь же пессимистичным настроением относительно анимации поделился и Виктор Норштейн: «Я смотрю на фильмы не только как на часть творчества, но и как на психологический материал. Картина складывается безрадостная. Из программы фестиваля можно сделать психосоциологический вывод: происходит распад сознания. Это еще не катастрофа. Но состояние таково, что авторов, судя по просмотренным фильмам, интересует не окружающий мир, а состояние внутренней секреции...»
Самарцы смогли составить собственное мнение о состоянии современной анимации. Публика не только посмотрела фильмы, но и смогла поучаствовать с гостями в дискуссии о них.
Интервью с режиссером Юрием Норштейном читайте в одном из ближайших номеров «ВК».
 

Подписка 2017. Фотоконкурс

Последние статьи

25 сентября
21 сентября
20 сентября
19 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов