история губернии

Строительство особого значения

70 лет назад в Куйбышеве начали возводить заводы авиационной группы
Для строительства Куйбышевского авиаузла денег и техники не жалели
Для строительства Куйбышевского авиаузла денег и техники не жалели

В августе 1940 года, после захвата большей части Европы войсками Третьего рейха, советское руководство приняло решение о строительстве в разных городах страны мощных оборонных предприятий. Группу авиационных заводов решили разместить в Куйбышеве. Отвечало за это строительство НКВД СССР, при котором специально для этих целей была создана специальная структура, получившая название «Управление Особого Строительства» (сокращенно – УОС).

Стальные руки-крылья
Весной и летом 1940 года гитлеровские войска победоносно промаршировали по всей Европе, и стало ясно, что военного конфликта между Германией и СССР не избежать. Поэтому решение высшего советского руководства о серьезном укреплении оборонного потенциала страны выглядело вполне логичным. В глубине страны, в разных городах должно было появиться несколько крупных промышленных узлов, специализированных на одном из новейших по тем временам видам вооружений.
Если говорить о городах Среднего Поволжья, то они, согласно решению правительства, должны были стать главной производственной базой по выпуску авиатехники. В частности, в Куйбышеве планировалось построить несколько авиационных заводов, а также вспомогательных производств того же направления.
Вот выдержки из документа, который на протяжении многих десятилетий хранился в Государственном архиве Самарской области, но для широкого круга исследователей был открыт совсем недавно.
«Совершенно секретно. Постановление № 343-с Комитета обороны СССР.  6 августа 1940 года. Москва, Кремль. О строительстве авиационных заводов самолето- и моторостроения. Комитет обороны при СНК Союза ССР постановляет:
1. Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиационных заводов в районе г. Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках, в том числе:
Самолетостроительный завод № 122 на выпуск 1500 двухмоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 10000 человеко-часов с запасными частями;
Самолетостроительный завод № 295 на выпуск 2000 одномоторных бомбардировщиков в год, с трудоемкостью на одну машину 7500 человеко-часов с запасными частями;
Моторостроительный завод № 337 на выпуск 120000 моторов типа АМ35а-М105 в год, с трудоемкостью на один мотор 1300 человеко-часов.
Все заводы проектируются из расчета двухсменной работы при 8-ми часовом рабочем дне и 7-ми дневной неделе.
2. Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов:
самолетостроительный завод № 122 к 31 декабря 1941 г.
самолетостроительный завод № 295 к 1 февраля 1942 г.
моторостроительный завод № 337 к 1 мая 1942 г.
3. Возложить строительство самолетостроительных и моторостроительных заводов на НКВД СССР…
Подписал указ Председатель комитета обороны при СНК Союза ССР Ворошилов.
На капитальные работы только в 1940 году было выделено 800 млн. рублей. Еще 139 миллионов поступили из резервного фонда СНК СССР. К слову, авиационному комплексу в Куйбышеве сразу же придали статус «сверхлимитной стройки НКВД». Это означало, что снабжение материалами и финансирование, вопреки всем догмам плановой экономики, на этой стройке шло «по факту». Таким образом, подчеркивалось чрезвычайно важное значение куйбышевских предприятий для обороны страны, государство заранее гарантировало покрытие всех расходов УОС, какими бы колоссальными они ни были.
В итоге план капиталовложений по группе авиапредприятий оказался перекрытым более чем в два раза.

Почтовый ящик № 270
Приказ о создании в системе НКВД СССР особой структуры, которая как раз и должна была реализовать на практике постановление Совнаркома о возведении в Куйбышеве группы авиационных заводов, глава этого ведомства Лаврентий Берия подписал менее чем через месяц после принятия упомянутого выше документа - 28 августа 1940 года. Новая организация получила название «Управление Особого Строительства» или Особстрой, чем подчеркивалось исключительность выполняемого ею правительственного задания. В системе НКВД СССР Особстрою сразу же присвоили условный литер «Г» и почтовый адрес: г. Куйбышев, ст. Безымянка, почтовый ящик № 270. Начальником Особстроя тогда же был назначен заместитель начальника ГУЛАГа НКВД СССР, старший майор госбезопасности Александр Лепилов.
Здесь необходимо напомнить, что к моменту, когда было решено строить в Куйбышеве группу авиазаводов, в нашем регионе уже действовала не менее масштабная стройка. Здесь шли работы по сооружению Куйбышевского гидроузла, которые еще в 1937 году были развернуты в районе поселка Красная Глинка. Но в 1940-м правительству уже было ясно, что все сразу стране не потянуть. Тогда Совнарком своим постановлением от 11 октября 1940 года законсервировал строительство гидроузла до лучших времен.
Что же касается обеспечения строительных объектов рабочими руками, то тогда в нашей стране эта проблема решалась очень просто. При каждой крупной «стройке коммунизма» создавались «места, не столь отдаленные», которые и поставляли на площадки дешевую рабочую силу. При возведении Куйбышевского гидроузла такую задачу выполнял Самарский исправительно-трудовой лагерь (Самарлаг), а вскоре соответствующее учреждение было образовано и в структуре УОСа. Оно получило название «Безымянский исправительно-трудовой лагерь (Безымянлаг), с размещением основных его пунктов в районе железнодорожных станций Безымянка и Кряж.
Отдельные готовые и недостроенные объекты законсервированного Куйбышевского гидроузла в соответствии с постановлением правительства тогда же были переданы вновь созданному Особстрою, а в ведении Безымянлага оказались сооружения и лагпункты бывшего Самарлага. В приказе наркома НКВД Берия на этот счет предписывалось следующее: «Произвести передачу Управлению Особого Строительства НКВД СССР нижеперечисленных предприятий, хозяйств и материально-имущественных ценностей.
Передаче Управлению Особого Строительства подлежат: 1. Безымянская ТЭЦ с линиями электропередач. 2. Куйбышевская ТЭЦ с линиями электропередач. 3. Центральный механический завод. 4. Киркомбинат. 5. Куйбышевский ДОК. 6. Строительство жилых домов в г. Куйбышеве. 7. Красноглинская железная дорога (с подъездными путями). 8. Жигулевская контора нерудных материалов. 9. Жигулевский ДОК. 10. Жигулевская лесобиржа. 11. Зубчаниновский участок. 12. Новосемейкинский участок. 13. Торгпит. 14. Совхозы и сельхозы.
Все предприятия передаются с имуществом, ценностями, аппаратом, рабсилой, активами и пассивами».

Безымянные строители
Начавшаяся Великая Отечественная война заставила правительство внести серьезные коррективы в планы создания самолетостроительной базы в Куйбышеве. Уже в октябре 1941 года в наш город переехало более 20 предприятий, входящих в наркомат авиационной промышленности СССР (НКАП СССР) и ранее работавших в Москве и в Подмосковье, в городах Прибалтики, Украины и других западных регионах страны.
В итоге на территории, первоначально предназначенной для завода № 122, в октябре 1941 года разместился перевезенный из Москвы самолетостроительный завод № 1 (впоследствии ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»). Переехавший тогда же из Воронежа завод № 18 (впоследствии – Куйбышевский авиационный завод, а ныне - АО «Авиакор») оказался на участке, ранее предназначенном для предприятия № 295, а моторный завод № 24 (позднее - МПО им. Фрунзе, а ныне - АО «Моторостроитель») - на площадке, отведенной для завода № 337. А еще силами УОС в Куйбышеве в военные годы были построены: завод авиационного вооружения № 525 (он же завод «Машстрой», а затем - производственное объединение «Металлист»), агрегатный завод № 35, завод гидроавтоматики № 305, завод аэродромного оборудования № 454, завод самолетных бронекорпусов  № 207 (механический завод), призаводской аэродром (ныне - аэродром «Безымянка») и прочие промышленные объекты.
Уже после начала войны Особстрою также было поручено возведение радиостанции близ села Ново-Семейкино (объект № 15), Крекинг-завода № 443 неподалеку от железнодорожной станции Кряж (впоследствии Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод), Куйбышевского нефтехимкомбината близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) и еще десятки других предприятий. Эти объекты и по сей день являются основой индустриальной мощи всего Самарского региона.
В этом внушительном списке объектов как-то совсем потерялась построенная тем же УОС вся жилая часть Безымянки и ее инфраструктура. Именно благодаря этой секретной организации здесь появилось большинство коммунально-бытовых объектов, в том числе телефонные и телеграфные линии, газопроводы, вся система водоканала и так далее. А еще силами Управления Особого Строительства в кратчайшие сроки удалось решить основные транспортные проблемы нашего города. Электрифицировать железные дороги, построить асфальтированные автотрассы, проложить трамвайные и троллейбусные линии, возвести энергоподстанции, депо трамвайно-троллейбусного управления и КбшЖД и многое другое.
Поэтому у автора этих строк есть предложение - к 70-летию начала Великой Отечественной войны (июнь 2011 года) открыть в нашем городе памятник под условным названием «Безымянным строителям Безымянки». Думается, эту идею поддержит большинство жителей Самары.
 

73

 

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5