Арт

Ширяево вновь стало площадкой для современного искусства

В минувшую субботу в Ширяеве состоялось главное событие Восьмой ширяевской биеннале современного искусства – «номадическое шоу». Шесть часов несколько сотен зрителей осматривали разбросанные по окрестностям села произведения почти трех десятков художников.

 

Простые вещи

«Номадическое шоу» - это публичная презентация итогов двух недель работы творческой лаборатории, в ходе которой художники осваивают пространство Ширяева, рассказывают друг другу о своей работе и обсуждают идеи своих проектов. Многочасовые блуждания по селу, в ходе которых зрители знакомятся с результатами работы художников, и предопределили название мероприятия, образованное от слова «номады» - странники. В этом году в работу творческой лаборатории встроился еще и философский семинар «Современное искусство и философия: экраны сознания», курируемый Еленой Богатыревой. Участников было почти три десятка – художники из Франции, Германии, Эстонии, Швеции, Австрии, Италии.

В последние годы «номадическое шоу» собирает довольно большое число зрителей, которые, впрочем, не всегда понимают, что и зачем им показывают. В этом году удивляться посетители шоу начали еще на борту теплохода, с борта которого им открылось гигантское слово «Улыбайся», выложенное на склоне горы художником Калле Холк из Швеции. Потом, на берегу, зрители получили письма, в которых художник предлагал их получателям стать участниками его проекта – и улыбаться больше в уверенности, что это изменит мир к лучшему. Неизвестно, осознавал ли художник, что в России слова «голливудская улыбка» (а именно с надписью Hollywood в первую очередь ассоциируются буквы на склоне горы) ассоциируется, скорее, с лицемерием и ложным оптимизмом, чем с добрым отношением к миру. Как бы то ни было, проект давал хорошую возможность пересмотреть этот стереотип, а заодно впечатлиться титанической работой художника, которая, вероятно, была видна даже из космоса.
У пристани Светлана Хегер из Австрии переодела часть зрителей в майки, на каждой из которых было написано по одному слову из хайку и предложила им перемещаться, генерируя таким образом множество вариантов одного стихотворения. Что ж, если предполагалось, что участники эксперимента – действительно «наивные поселяне», то стоит признать его имеющим некую образовательную ценность.
Не очень понятных своей простотой проектов было немало. Магнус Петерссон из Швеции зарыл на окраинах села «послание археологам будущего» - набор вещей, судя по всему, из магазина «Икея». Эстонец Андрюс Йонас показал, как эстонцы празднуют «День Европы» - подвергая порке консервы и выливая на себя водку (видимо, имелось в виду, что эстонцы, столетиями живущие между Россией и Европой, отстаивают самостийность своей культуры не слишком конструктивными методами). В то же время среди «очень простых» были и очень тонкие работы. Итальянец Вито Паче установил на берегу Волги некий аппарат для наблюдений за «социал-демократическим пейзажем». Это была камера без линзы, через которую можно было посмотреть на Волгу как на незанятое людьми пространство, в котором только и возможна, видимо, социальная демократия.
Наверное, самая яркая работа биеннале – «Пещера Платона» Марсьяля Вердье из Франции. Посетителям предлагалось зайти в один из сараев села, где в полной темноте они начинали видеть нечто, слабо напоминающее экран, на котором проступали смутно различимые фигуры. Происходящее поразительно напоминало знаменитое описание Платоном восприятия человеком истинной сути вещей (философ говорил о людях, сидящих в пещере спиной к свету и пытающихся, глядя на тени на стене, рассуждать о реальности). Эффект, как выясняется, достигался с помощью камеры-обскура, отображающей происходящее на улице. Красота проекта была еще и в удивительном совпадении техники, которой он был реализован, с платоновским описанием.

Острые ощущения

Работа Марсьяля Вердье была одной из немногих, прямо рефлектирующих тему биеннале – «Экран». В отличие от темы 2011 года, «Чужестранцы», над которой художники размышляли  прямо и недвусмысленно, тема экрана оказалась трудноуловимой, но в то же время некий ее парафраз можно было при желании усмотреть почти в любой работе. Самарец Александр Зайцев установил на склоне горы несколько мексиканских кактусов, предложив желающим фотографироваться на их фоне и тем самым понять, как легко медиа может исказить реальность. Увидеть «Экран» в перформансе эстонки Сибилле Неве «Освобождение души» было куда сложнее. Художница залпом выпила бутылку вина, потом с помощью двух пальцев вернула его из себя, затем отпустила на волю привязанную к камню курицу. Сильное и неясное впечатление.
Экран как границу между искусством и бытом исследовал Владимир Архипов, продемонстрировавший публике несколько объектов, созданных местными жителями – «тюнингованную» инвалидную коляску, самодельную антенну и др. Жизнь в России – это и есть творчество, видимо, такой месседж транслировал художник.
Еще один «экран», одну границу – между природой и культурой – можно было осмыслить в конце путешествия в заброшенных штольнях села благодаря инсталляции Катрин Хорнек из Австрии. Художница наклеивала на камни пещеры плитку и монтировала арки из монтажной пены и камней, таким образом, видимо, желая показать взаимозависимость человека с его технологиями и мира природы. Об этом, видимо, и название работы – «Это все держится, потому что хочет рухнуть одновременно».
В штольнях и завершилась многочасовая «арт-экскурсия» по селу – появлением пресловутых «зеленых человечков». Это был перформанс Сюзанны Мессершмидт «Конец мира», говорящий, видимо, о каких-то «иных» формах природы и культуры.

Роман Коржов,
комиссар Ширяевской биеннале:

- По сравнению с 2011 годом, на этом номадическом шоу было меньше зрителей, но зато почти все они дошли до конца программы, что было нелегко. Формат номадического шоу предполагает показ «быстрых» произведений, с которыми зрители знакомятся в течение нескольких минут. Такие работы всегда предполагают определенные смысловые «кавычки», когда проблематизируется сама «реальность», в которую вписано произведение. Я увидел несколько очень сильных работ подобного рода. Например, инсталляция Иоханны Карлин, которая, обыгрывая взаимодействие новодельной стены и старых досок, ставит под вопрос сами понятия «старого» и «нового». В целом я чувствую, что год от года биеннале развивается.

Елена Богатырева, куратор семинара «Современное искусство и философия: экраны сознания»:

- В этом году мы первый раз проводим философский семинар в месте, которое является не просто фоном, а предоставляет определенный материал для рефлексии философов. Было очень интересно увидеть множество арт-проектов и услышать, как художники сами их объясняют. Возникла, как мне показалось, уникальная ситуация, когда художники и философы разными способами рефлексируют над проблемами современной культуры. Сам подход, который используют художники биеннале – проблематизация вещей, кажущихся очевидными, - сейчас актуален и для философии. С другой стороны, современное искусство постоянно рефлексирует само над собой, что еще больше нас сближает.


5

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов