история губернии

Генерал крылатого завода

Исполняется 100 лет со дня рождения легендарного директора Виктора Литвинова
Сын железнодорожника Виктор Литвинов прошел путь от простого
техника до заместителя министра СССР
Сын железнодорожника Виктор Литвинов прошел путь от простого техника до заместителя министра СССР

Когда мы видим памятник легендарному штурмовику Ил-2 на перекрестке Московского шоссе и проспекта Кирова в Самаре, то непременно вспоминаем о трудовом подвиге куйбышевцев, сумевших в труднейших условиях военного времени поставить на поток выпуск этих «летающих танков». И дать фронту десятки тысяч таких машин, сумевших радикально повернуть ход войны, победно завершившейся в Берлине почти 65 лет назад.

Эвакуация в Куйбышев
Буквально накануне этой великой даты в Самаре будут отмечать вековой юбилей Виктора Литвинова - дважды Героя Социалистического Труда, человека, который в годы Великой Отечественной войны взвалил на свои плечи ответственность за выпуск новейших для того времени самолетов на новом месте близ Куйбышева. И хотя директором завода № 1 им. Сталина (впоследствии «Прогресс») Литвинов стал только в 1944 году, до этого он долгие годы был главным инженером предприятия.
Родился Виктор Литвинов 17 апреля (по новому стилю - 30) 1910 года в Таганроге в семье железнодорожника, работавшего на станции Матвеев Курган. В 1926 году будущий авиаинженер закончил 7 классов школы. Осенью того же года Виктор поступил на механическое отделение Таганрогского индустриального техникума, который окончил в апреле 1930 года, и сразу же был направлен в Москву на авиазавод № 1 на должность техника-конструктора. В 1937 году Литвинова назначают начальником технического отдела, в 1938-м – заместителем главного инженера, а в марте 1941 года – на должность главного инженера.
Месяцем раньше директором завода № 1 стал Анатолий Третьяков. Вскоре после его назначения на этот пост предприятию было поручено освоить производство высотного истребителя МиГ-3. Но в самый разгар подготовки производства Мигов началась война. А когда немецкие войска приблизились к Москве, завод № 1 стал одним из основных объектов бомбардировок. После этого Геббельс на весь мир заявил: «Важнейшего для России авиазавода больше не существует. Доблестные асы фюрера смешали его с землей». Но завод продолжал работать, не останавливаясь даже во время налетов, ежедневно отправляя на фронт по 20 высотных Мигов.
Однако когда фашисты начали масштабное наступление на советскую столицу, завод было решено экстренно эвакуировать в Куйбышев. Предприятие перевезли всего за 10 дней. Уже 28 октября был подписан приказ о начале работы завода № 1 на новом месте. В его состав вошел строящийся завод № 122, а также ранее эвакуированные сюда же некоторые другие предприятия: № 8 из Днепропетровска, № 35 из Смоленска, № 483 из Киева, № 463 и № 464 из Прибалтики.
Благодаря тому, что еще в августе 1940 года специально для возведения группы авиационных заводов под Куйбышевом было создано Управление особого строительства (УОС), все оборудование, доставленное на территорию Безымянского промышленного узла, на месте назначения размещалось отнюдь не в чистом поле, а в уже практически готовых производственных корпусах. Поэтому коллектив завода №1 всего лишь за два месяца смог наладить выпуск самолетов. Первый из них выкатили из цеха в декабре 1941 года. Это было самое тяжелое для страны время. Немцы стояли в нескольких километрах от Москвы, а перевезенные на восток оборонные предприятия еще только-только начинали набирать производственные темпы.
Предупреждение Сталина
Именно в такой напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма, подписанная председателем ГКО Иосифом Сталиным. Вот ее полный текст:
«23/12 22 56 бл. 22-24 пр. 19/8
Два адреса Куйбышев директору завода  №18 Шенкману копия директору завода № 1 Третьякову. Сер. Г. Москвы 3128 124 23 22 08. Уведомление телеграфом – Серия Г вручение подтвердите.
Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб. Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день, а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи а Ил-2. Если 18 завод думает отбряхнуться от страны давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. № П553 СТАЛИН».
Сразу же после получения этой телеграммы главный инженер завода №1 Литвинов приступил к внедрению новых технологий, благодаря которым предприятие всего через сутки смогло выпустить уже три самолета Ил-2, и после этого каждый день наращивало их производство на 1-2 единицы. В то же время Литвинов впервые в нашей стране запустил на заводе № 1 принципиально новый подход к организации производства – так называемый принцип параллельности, когда разработка конструкции машины, составление чертежей и подготовка производственного цикла велись одновременно. Такая тактика позволяла запускать в производство новые образцы техники в кратчайшие сроки, что в итоге и позволило заводу резко ускорить темпы производства самолетов.
В 1942 году силами заводского СКО была подготовлена документация для перехода на производство двухместных Ил-2 (с задней кабиной стрелка) вместо прежних одноместных. За тот год завод № 1 выпустил 2840 самолетов Ил-2, а в 1943 году уже 4462 штурмовика, в том числе и двухместных. Всего же в 1941-1945 годах предприятие отправило на фронт 3122 истребителя МиГ-3, 11863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10, за что в 1945 году завод был награжден орденом Красного Знамени.
После того как в июле 1944 года Третьяков был отозван в Москву, в распоряжение Наркомата авиационной промышленности, на место директора предприятия был назначен Виктор Литвинов. В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов и освоение новых образцов боевой техники он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
По личному распоряжению Сталина и под руководством Литвинова в сентябре-октябре 1946 года завод № 1 всего за 40 дней и ночей построил 10 первых в стране реактивных истребителей МиГ-9. Затем он был головным предприятием по выпуску истребителей МиГ-15, Миг-15-бис, УТИ МиГ-15. Всего же в 1946-1953 годах завод №1 передал в ВВС 4251 самолет из реактивной серии МиГ-15. В 1954-1960 годах предприятие выпустило 50 фронтовых бомбардировщиков Ил-28, 545 стратегических бомбардировщиков Ту-16 и три опытных сверхзвуковых истребителя Ла-250 с десятью комплектами подвесных ракет «воздух-воздух».
На космическом витке
Новые времена для предприятия, которым руководил Литвинов наступили в начале 1958 года, после подписания Никитой Хрущевым постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о перепрофилировании завода под серийный выпуск межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Для этого из Москвы в Куйбышев был направлен ответственный представитель Главного конструктора Дмитрий Козлов. Государственное задание было очень жестким: к концу 1958 года завод должен был выпустить два собственных изделия и отправить их на полигон Тюратам (ныне Байконур).
За ходом подготовки завода № 1 к массовому выпуску «семерок» внимательно следило высшее руководство страны. На первом этапе темпы реорганизации предприятия заметно отставали от запланированных, и этот вопрос дважды рассматривался на заседаниях комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.
О последних же месяцах перепрофилирования завода вспоминает ветеран предприятия Георгий Фомин:
- В то время мы работали не просто круглосуточно и без выходных, а просто переселились в цеха. Особенно в последние 20 дней перед сдачей изделия. Литвинов и Козлов два раза в сутки проводили оперативки в кабинете начальника нашего цеха, где выдавались сменные задания каждому участку с указанием конкретных работ, которые необходимо было выполнить до следующей оперативки. График выполнения этих работ расписывался даже не по часам, а по минутам, но нам удалось его выдержать.
В итоге две ракеты Р-7 куйбышевского производства отправились на космодром точно в срок 30 декабря 1958 года. После проверки всех систем первая из них успешно стартовала 17 февраля 1959 года.
К началу 1960 года завод № 1 имени Сталина совсем отказался от производства самолетов и представлял собой полностью сформированное и совершенно самостоятельное ракетное производство, выпускавшее каждую неделю по одной «семерке». Именно тогда после посещения завода №1 Никита Хрущев заявил на весь мир, что «теперь мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски», а потом пообещал с помощью этих ракет показать ненавистной Америке «кузькину мать».
В 1960 году закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР директор завода № 1 Виктор Литвинов второй раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В общей сложности за свою жизнь, кроме двух Золотых звезд, Литвинов награждался - орденом Трудового Красного Знамени (1939 год), четырьмя орденами Ленина (1941, 1945, 1957 и 1960 годы), двумя Государственными премиями СССР (1946 и 1950 годы) и одной Ленинской премией (1958 год).
В марте 1962 года Литвинов стал председателем Куйбышевского совнархоза, затем – заместителем председателя совнархоза Средне-Волжского экономического региона. В 1965 году его назначили заместителем министра общего машиностроения СССР. А в мае 1981 года в Таганроге был торжественно открыт его бронзовый бюст. Виктор Литвинов скончался в Москве 4 июня 1983 года. Почти через год - 17 мая 1984 года - решением Куйбышевского горисполкома улица Электрифицированная в Куйбышеве была переименована в улицу Литвинова. Ныне его имя также носит Дворец культуры на площади им. Кирова в Самаре.

50

 

Последние статьи

15 декабря
14 декабря
12 декабря

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2