Джаз в Самаре

Марш энтузиаста Виттиха

Джаз в Самаре: вчера и сегодня
За последние несколько лет устроителям джазовых фестивалей в Самаре дважды удалось уговорить Владимира Виттиха сесть за рояль
За последние несколько лет устроителям джазовых фестивалей в Самаре дважды удалось уговорить Владимира Виттиха сесть за рояль

Профессор, доктор технических наук, руководитель НИИ Академии наук РФ, эксперт Правительства Самарской области по вопросам административной реформы и информатики Владимир Виттих занимает в истории самарского джаза особое место.

История партии вместо нот
Вова Виттих проявил музыкальные способности довольно рано – в шестилетнем возрасте. Началось, как это часто бывает, с игры. Он ставил перед собой вешалку, превращая ее в нотный пульт, на котором раскрывал снятую с полки «Историю ВКПб» и, вглядываясь в строчки, старательно колотил пальчиками по столу, что-то напевая. Нечто  подобное он видел в доме у тети, где стояло настоящее пианино. Внимательная мама заметила интерес ребенка к «музицированию» и отвела его в детскую музыкальную школу. На вступительном прослушивании Вова громким голосом спел «Марш энтузиастов», ставший символом его дальнейшего жизненного пути. «Слух и способности у ребенка имеются, - сказали в школе. - А у вас пианино дома есть? Нет?  Тогда давайте запишем мальчика в класс скрипки». Но мама категорически возразила и обещала взять инструмент напрокат. Случилось так, что Володя познавал азы музыки, сидя за одной партой с Леней Вохмяниным, сегодня известным композитором. После окончания  музыкальной школы  Владимиру настоятельно рекомендовали продолжить учебу в музыкальном училище, но он поступил в Индустриальный институт, как оказалось, самый джазовый вуз города.
Рука об руку с наукой
Первое знакомство с джазом у Владимира Виттиха началось в 50-х годах с грампластинок и радиопрограмм Уиллиса Коновера на «Голосе Америки». Тогда же он начал по слуху подбирать популярные мелодии и пытался их сам обрабатывать. Сокурсником Виттиха в институте оказался Борис Брюханов, заболевший джазом с детства, когда впервые услышал трубу Луи Армстронга. Как-то во время очередного выезда на уборку картошки Володя увидел, как Боб «лабает» на баяне  знаменитый «Караван», и почувствовал в нем родственную душу. Чуть позже Борис Брюханов  стал  одним из лучших джазовых трубачей города, а с Виттихом их связала любовь к джазу. В 1958 году скромный институтский ансамбль Виттиха стал основой для нового оркестра под управлением Льва Бекасова. А еще через год Виттих одновременно становится пианистом оркестра Бориса Любимова, сменив  в «Дзержинке» за роялем одного из авторов этих заметок.
В 1962 году Владимир Виттих, разумеется, стал одним из организаторов куйбышевского джаз-клуба, но вскоре уехал в Новосибирский Академгородок, где активно занимался наукой и защитил кандидатскую диссертацию. Академгородок в легендарные шестидесятые был в Союзе островком свободы. Туда приезжали опальные поэты и писатели, там часто пел Александр Галич и, конечно, звучал джаз. Власти смотрели на все это сквозь пальцы, не решаясь особо беспокоить цвет советской науки.
Здесь Владимир Виттих продолжил активные занятия джазом, собрал ансамбль, который выезжал на концерты в другие города. Триумфальным стало в 1967 году появление ансамбля на международном  джазовом фестивале в Таллинне. В программе была и собственная пьеса Виттиха «Листок из детского альбома», результат увлечения автора музыкой Брубека, Монка и других мастеров современного джаза. Фирма «Мелодия» записала пьесу на сборный виниловый диск рядом с ансамблями США, Швеции, Финляндии и Польши. Таким образом, Владимир Виттих стал первым  куйбышевским  джазовым музыкантом, записавшимся на грампластинку. Именно куйбышевским, хотя ансамбль представлял Новосибирск. Сам Виттих считал Академгородок счастливым, но переходным  этапом своей жизни и в 69-м он вернулся в Куйбышев. Тем не менее, влияние нашего земляка на развитие новосибирского джаза отмечают все музыковеды. У него в ансамбле играл в то время начинающий барабанщик Сергей  Беличенко, сегодня очень известный музыкант и джазовый продюсер. Там же начинал 18-летний трубач Игорь Широков, сегодня живущий в Германии. А на Таллиннском фестивале Широкова услышал Анатолий Кролл и подошел к Виттиху с просьбой: «Володя, можно я этого юношу заберу к себе в оркестр?»  Позже Игорь играл у Лундстрема, у Вайнштейна, у Саульского, выступал и с собственными ансамблями. А в 2008 году Широков специально приехал в Самару и в Доме ученых на джазовом вечере играл вместе с Виттихом, с которым не виделся 40 лет.
Возвращение
Вернувшись  в Куйбышев, Владимир  Виттих  продолжал заниматься наукой, защитил докторскую диссертацию, заведовал институтской кафедрой, возглавлял академический НИИ. Хотя музыку не оставил и частенько садился за рояль дома. Его великолепный «Блютнер» сегодня в квартире на почетном месте, хотя и пережил немало переездов. При очередном переезде рояль не вписывался в габариты лестничной клетки, пришлось выставлять оконную раму и подавать инструмент строительным краном. Именно в этой квартире к всеобщей «радости» соседей устраивались концерты трио с участием Виттиха (рояль) Бориса Брюханова (контрабас) и Валерия Коннова (барабаны). Тогдашний музыкальный редактор куйбышевского телевидения Валентин Шпичинец выпустил две передачи под названием «Домашнее  музицирование» с живым участием трио.
Владимир Виттих и в науке, и в творческом мире сегодня человек очень известный. Среди его близких друзей - режиссер Эльдар Рязанов, поэт Андрей Вознесенский… С большим знатоком джаза Василием Аксеновым  Виттих познакомился еще в 1967 году в Таллинне, и с тех пор друзья постоянно общались и в Москве, и в Самаре, и в США. Профессор Виттих постоянно выезжает на международные симпозиумы и конференции. Там нередко случаются сюрпризы. Так, после симпозиума в американском Бостоне на банкете Виттих сел за рояль и начал играть джаз. Все зарубежные ученые дружно раскрыли рты. Владимир решил порадовать устроителей симпозиума и заиграл мелодии из «Серенады Солнечной долины». Позже, к удивлению самого Виттиха, один из американских коллег долго выяснял, что такое он играл и кто такой Гленн Миллер.
В Самаре Владимира Виттиха на тусовках и концертах тоже часто усаживают за рояль. И тут не обходится без неожиданностей. На бенефисе артиста драмтеатра Бориса  Заволокина,  Владимир вышел на сцену, сел за рояль и к своему ужасу обнаружил, что инструмент никак не реагирует на клавиши. Какое-то время он пытался обуздать строптивый  рояль, пока сам Заволокин не вышел на сцену и не отключил заклинивший модератор-заглушку. Артист не стал уходить со сцены и начал петь под аккомпанемент  зазвучавшего рояля. А публика приняла случившееся за отрепетированную шутку. Этот случай имел еще одно последствие. Музыкальный руководитель театра Марк Левянт  убедил Петра Монастырского, что такой безобразный рояль не к лицу иметь такому театру. И вскоре на сцене появился новый превосходный инструмент, прозванный роялем Виттиха.
В последние годы устроителям джазовых фестивалей в Самаре дважды удавалось уговорить Владимира Виттиха принять в них участие. А в 1999 году он записал в студии на авторский CD-диск известные джазовые мелодии и собственные сочинения, в том числе песни на стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и Эльдара Рязанова. Весь тираж был раздарен друзьям и коллегам. А Эльдар Рязанов был просто в восторге, получив альбом в канун дня рождения.
Сегодня профессор Владимир Виттих - весь в науке. Но сам считает, что работа ученого  и джазового музыканта очень близки. Основа джаза - импровизация, в результате которой сиюминутно рождается новая музыка. В науке тоже спонтанно возникают идеи, которые затем в процессе (используя джазовый термин) jam-session, иногда завершаются важным открытием. Да и самой  работе ученого присущ  джазовый swing – напряжение мысли, азарт, внутренняя энергия, вдохновение и характерное состояние души.
 
 
  

47

 

Последние статьи

07 декабря
06 декабря
05 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
22 23 24 25 26 27 28
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4