театр

«Колесо» и «Дилижанс»

Театральный конфликт в Тольятти временно приостановлен
Спектакль «Оскар и Розовая дама» тольяттинцы могли увидеть только на Малой сцене «Колеса». Увидят ли снова?
Спектакль «Оскар и Розовая дама» тольяттинцы могли увидеть только на Малой сцене «Колеса». Увидят ли снова?

Постановление мэра Тольятти Анатолия Пушкова от 5 марта нынешнего года о передаче Малой сцены театра «Колесо» на проспекте Степана Разина в распоряжение театра «Дилижанс» с формулировкой «...о необходимости изъятия излишнего имущества...» наделало в городе немало шума. Выяснилось, что решение мэра приостановлено.

В театре «Колесо» было намечено провести брифинг по поводу сложившейся ситуации, но после переговоров театра с городскими властями брифинг был отменен. Об этом сообщила завлит театра «Колесо» Ольга Зорина.
Малая сцена у прославленного тольяттинского театра «Колесо», который носит имя своего основателя - режиссера Глеба Дроздова, появилась в Автозаводском районе в 2001 году на базе кинотеатра «Юбилейный». Для жителей Нового города этот зал на 320 мест, в котором можно было увидеть спектакли первого в городе профессионального театра, стал настоящим подарком. Недавно на Малой сцене был закончен капитальный ремонт, что также порадовало завзятых театралов.
На Малой сцене и сейчас идут все знаковые спектакли театра «Колесо». В мартовском репертуаре такие полюбившиеся зрителям спектакли, как «Любовь, любовь, любовь...», «Свадьба», «Шинель», а также неожиданный спектакль «Croguisde L Amour”, созданный с участием известных музыкантов Тольяттинской филармонии и представляющий собой комедию о «современной любви». А два спектакля, также имевшие зрительский успех, идут только на Малой сцене, - это «Оскар и Розовая дама» по популярной повести Эрика-Эммануила Шмитта и «Привет, родня!..» по прозе Василия Шукшина.
В двадцать пятом, юбилейном, сезоне в театре «Колесо» - большие творческие планы, связанные с Малой сценой. Это и социальные проекты - как для взрослых, так и для детей, и премьерные спектакли.
Весть о закрытии Малой сцены, да еще в юбилейный для «Колеса» год, стала для многих театралов шоком. Постановление мэра могло лишить многих жителей Автозаводского района возможности увидеть спектакли «Колеса», ведь поздним вечером вернуться из Центрального района в Автозаводский весьма сложно. И в том, что решение мэра было приостановлено, немалую роль сыграла активная позиция театральной общественности города.
На данный момент здание на проспекте Степана Разина по-прежнему принадлежит «Колесу». И решение о его дальнейшей судьбе будет приниматься без излишней спешки.
Один из вариантов, который предлагает департамент культуры мэрии Тольятти, - создание на базе Малой сцены театрального центра, в котором нашлось бы место и для «Дилижанса», и для «Колеса». Если так оно и случится, юридический статус театральной площадки на проспекте Степана Разина может измениться. Один из вариантов — передача его муниципальному театру «Дилижанс» в оперативное управление, что, конечно, вряд ли устроит театр «Колесо».
У двух тольяттинских театров - разная зрительская аудитория. Основная политика «Дилижанса», который ведет свою историю с 1992 года, всегда была в первую очередь направлена на работу с молодежью.
«У нас очень хорошие отношения с театром «Дилижанс», никакого конфликта с ним нет, - сказала завлит театра «Колесо» Ольга Зорина. - У нас есть договоренность, по которой они бесплатно пользуются нашей площадкой. Но это ведь не основание, чтобы передавать все здание этому театру. Высказывания о плохой посещаемости спектаклей «Колеса» в этом зале не имеют под собой оснований. Многие спектакли идут с аншлагами. Например, постановки «Оскар и Розовая дама» и «Привет, родня!..», которые можно увидеть только на этой сцене. Мы могли бы ставить на этих спектаклях дополнительные стульчики в зрительном зале, да пожарные запрещают. А в среднем Малый зал театра «Колесо» заполняется как минимум на две трети».
Как сложится дальнейшая судьба театрального здания в Новом городе Тольятти, на проспекте Степана Разина, покажет время. Будем надеяться, что это решение будет приниматься не кулуарно, а с учетом мнения и самих театральных работников, и зрителей.

Справка
Театр «Дилижанс»
Театр был создан в 1992 году режиссером Татьяной Вдовиченко и театральным педагогом Ириной Мироновой. Первые два года существования представлял из себя добротный самодеятельный театр, основой труппы которого были студенты и старшеклассники. Спектакли, выпускаемые «Дилижансом» в то время, отличались особым командным духом. В мае 1994 года Санкт-Петербургский Театр Поколений, осуществляющий гастроли в Тольятти, и его создатель и руководитель, народный артист СССР Зиновий Корогодский, познакомились со спектаклями «Дилижанса», после чего последовало предложение провести полноценное обучение актерской команды театра в Санкт-Петербурге.
Среди спектаклей-«долгожителей» - рок-опера «Три поросенка» (1996 г.), «Маленькие Трагедии» (2000 г.), «Приключения Геркулеса» (2001 г.). Одним из первых в стране театров «Дилижанс» подарил сцене таких авторов, как Виктор Пелевин («Затворник и Шестипалый» 2003г.) , Борис Акунин («Левиафан» 2006 г.), Кунио Симидзу («Гримерная» 2009 г.). На сцене «Дилижанса» впервые в городе была осуществлена постановка мюзикла «Алые Паруса» (2004г.). В 2005 году спектакль «Правда, мы будем всегда» был номинирован на получение национальной детской премии «Арлекин». С 2008 года художественным руководителем «Дилижанса» является актер и режиссер Виктор Мартынов. На сегодняшний день, труппа театра состоит из профессиональных актеров и студентов театральных отделений.
Театр «Колесо»
2 марта 1988 года было принято решение о создании в Тольятти драматического театра. Театр был создан как «Государственный экспериментальный театр «Колесо» г. Тольятти». Эксперимент заключался в том, что основателем театра, народным артистом РСФСФ, лауреатом Государственной премии РСФСФ Глебом Борисовичем Дроздовым была разработана модель первого контрактного театра в нашей стране. Кроме того, театру предоставлялась большая самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, что в дальнейшем было осуществлено многими государственными театрами России. Коллектив возглавил Глеб Дроздов, который со своими единомышленниками приехал в Тольятти осваивать «культурную целину» промышленного города. Многие из «первооткрывателей» работают в театре и сегодня: Глебом Дроздовым в театре были поставлены 37 спектаклей, некоторые из которых были возобновлены и до сих пор идут в театре. А всего за 24 года существования «Колеса» на Большой и Малой сценах театра поставлено около полутораста спектаклей, многие из которых стали яркими событиями театральной жизни города. С августа 2011 года художественным руководителем театра является народная артистка России, вдова Глеба Дроздова Наталья Дроздова.

Владимир Гальченко, председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей:
«Театр «Колесо» - первый театр Тольятти. Автоград не имел своего театра, и появление «Колеса» стало спасительным для города. Мы знаем, что Тольятти разделен на новый и старый город и что между ними большие расстояния. Естественно, театру «Колесо» понадобился филиал в Автозаводском районе. Ведь после спектакля в старом городе жителям Автозаводского района трудно добираться до дома.
Я бы хотел напомнить чиновникам города Тольятти о том, что качество продукции не равно количеству. В искусстве, культуре формулировка «Что тот солдат, что этот» не подходит. У нас штучное производство, и его нужно уметь оценивать по достоинству.
Есть много вариантов решения вопроса о переселении театра «Дилижанс». В крайнем случае труппа «Дилижанса» может на время взять в аренду филиал «Колеса», пока у них идет ремонт. Но забирать филиал у «Колеса» в Автозаводском районе я считаю преступлением. Мы оставим Автозаводской район без искусства. Все-таки театр «Колесо» создает искусство несколько иного качества, нежели театр «Дилижанс». Я желаю удачи театру «Дилижанс», но этой удачи мы еще должны дождаться».

Ирина Миронова, директор театра «Дилижанс»
- С театром «Колесо» у нас нет конфликтов. В связи с тем, что здание нашего театра по предписанию пожарных 1 октября 2011 года было закрыто, этот театр дал нам возможность показывать спектакли на своей Малой сцене, и мы благодарны за это. Но ведь структура «Дилижанса» очень большая. Это и театр «Дюймовочка», и театр бардовской песни, и театр «Коловрат» и другие коллективы. Кстати, наш театр в скором времени получит статус театра юного зрителя. И всем коллективам нужна сценическая площадка. Без этого у «Дилижанса» нет будущего. Другого выхода, как дать им возможность выступать в здании на проспекте Степана Разина, 93, я не вижу. Для этого здание должно быть, я считаю, в собственности «Дилижанса». Но при этом, я уверена, можно так выстроить творческий график, что и у театра «Колесо» будет возможность продолжать давать здесь свои спектакли. Ни о каком его выселении речи не идет. Это здание, мне кажется, должно стать своеобразным театральным центром. И вообще, работники театра должны объединяться, а не разъединяться.

К моменту сдачи материала в номер редакция не получила комментариев от департамента культуры мэрии Тольятти

17

Последние статьи

18 января
17 января
16 января
15 января

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1