театр

«Колесо» и «Дилижанс»

Театральный конфликт в Тольятти временно приостановлен
Спектакль «Оскар и Розовая дама» тольяттинцы могли увидеть только на Малой сцене «Колеса». Увидят ли снова?
Спектакль «Оскар и Розовая дама» тольяттинцы могли увидеть только на Малой сцене «Колеса». Увидят ли снова?

Постановление мэра Тольятти Анатолия Пушкова от 5 марта нынешнего года о передаче Малой сцены театра «Колесо» на проспекте Степана Разина в распоряжение театра «Дилижанс» с формулировкой «...о необходимости изъятия излишнего имущества...» наделало в городе немало шума. Выяснилось, что решение мэра приостановлено.

В театре «Колесо» было намечено провести брифинг по поводу сложившейся ситуации, но после переговоров театра с городскими властями брифинг был отменен. Об этом сообщила завлит театра «Колесо» Ольга Зорина.
Малая сцена у прославленного тольяттинского театра «Колесо», который носит имя своего основателя - режиссера Глеба Дроздова, появилась в Автозаводском районе в 2001 году на базе кинотеатра «Юбилейный». Для жителей Нового города этот зал на 320 мест, в котором можно было увидеть спектакли первого в городе профессионального театра, стал настоящим подарком. Недавно на Малой сцене был закончен капитальный ремонт, что также порадовало завзятых театралов.
На Малой сцене и сейчас идут все знаковые спектакли театра «Колесо». В мартовском репертуаре такие полюбившиеся зрителям спектакли, как «Любовь, любовь, любовь...», «Свадьба», «Шинель», а также неожиданный спектакль «Croguisde L Amour”, созданный с участием известных музыкантов Тольяттинской филармонии и представляющий собой комедию о «современной любви». А два спектакля, также имевшие зрительский успех, идут только на Малой сцене, - это «Оскар и Розовая дама» по популярной повести Эрика-Эммануила Шмитта и «Привет, родня!..» по прозе Василия Шукшина.
В двадцать пятом, юбилейном, сезоне в театре «Колесо» - большие творческие планы, связанные с Малой сценой. Это и социальные проекты - как для взрослых, так и для детей, и премьерные спектакли.
Весть о закрытии Малой сцены, да еще в юбилейный для «Колеса» год, стала для многих театралов шоком. Постановление мэра могло лишить многих жителей Автозаводского района возможности увидеть спектакли «Колеса», ведь поздним вечером вернуться из Центрального района в Автозаводский весьма сложно. И в том, что решение мэра было приостановлено, немалую роль сыграла активная позиция театральной общественности города.
На данный момент здание на проспекте Степана Разина по-прежнему принадлежит «Колесу». И решение о его дальнейшей судьбе будет приниматься без излишней спешки.
Один из вариантов, который предлагает департамент культуры мэрии Тольятти, - создание на базе Малой сцены театрального центра, в котором нашлось бы место и для «Дилижанса», и для «Колеса». Если так оно и случится, юридический статус театральной площадки на проспекте Степана Разина может измениться. Один из вариантов — передача его муниципальному театру «Дилижанс» в оперативное управление, что, конечно, вряд ли устроит театр «Колесо».
У двух тольяттинских театров - разная зрительская аудитория. Основная политика «Дилижанса», который ведет свою историю с 1992 года, всегда была в первую очередь направлена на работу с молодежью.
«У нас очень хорошие отношения с театром «Дилижанс», никакого конфликта с ним нет, - сказала завлит театра «Колесо» Ольга Зорина. - У нас есть договоренность, по которой они бесплатно пользуются нашей площадкой. Но это ведь не основание, чтобы передавать все здание этому театру. Высказывания о плохой посещаемости спектаклей «Колеса» в этом зале не имеют под собой оснований. Многие спектакли идут с аншлагами. Например, постановки «Оскар и Розовая дама» и «Привет, родня!..», которые можно увидеть только на этой сцене. Мы могли бы ставить на этих спектаклях дополнительные стульчики в зрительном зале, да пожарные запрещают. А в среднем Малый зал театра «Колесо» заполняется как минимум на две трети».
Как сложится дальнейшая судьба театрального здания в Новом городе Тольятти, на проспекте Степана Разина, покажет время. Будем надеяться, что это решение будет приниматься не кулуарно, а с учетом мнения и самих театральных работников, и зрителей.

Справка
Театр «Дилижанс»
Театр был создан в 1992 году режиссером Татьяной Вдовиченко и театральным педагогом Ириной Мироновой. Первые два года существования представлял из себя добротный самодеятельный театр, основой труппы которого были студенты и старшеклассники. Спектакли, выпускаемые «Дилижансом» в то время, отличались особым командным духом. В мае 1994 года Санкт-Петербургский Театр Поколений, осуществляющий гастроли в Тольятти, и его создатель и руководитель, народный артист СССР Зиновий Корогодский, познакомились со спектаклями «Дилижанса», после чего последовало предложение провести полноценное обучение актерской команды театра в Санкт-Петербурге.
Среди спектаклей-«долгожителей» - рок-опера «Три поросенка» (1996 г.), «Маленькие Трагедии» (2000 г.), «Приключения Геркулеса» (2001 г.). Одним из первых в стране театров «Дилижанс» подарил сцене таких авторов, как Виктор Пелевин («Затворник и Шестипалый» 2003г.) , Борис Акунин («Левиафан» 2006 г.), Кунио Симидзу («Гримерная» 2009 г.). На сцене «Дилижанса» впервые в городе была осуществлена постановка мюзикла «Алые Паруса» (2004г.). В 2005 году спектакль «Правда, мы будем всегда» был номинирован на получение национальной детской премии «Арлекин». С 2008 года художественным руководителем «Дилижанса» является актер и режиссер Виктор Мартынов. На сегодняшний день, труппа театра состоит из профессиональных актеров и студентов театральных отделений.
Театр «Колесо»
2 марта 1988 года было принято решение о создании в Тольятти драматического театра. Театр был создан как «Государственный экспериментальный театр «Колесо» г. Тольятти». Эксперимент заключался в том, что основателем театра, народным артистом РСФСФ, лауреатом Государственной премии РСФСФ Глебом Борисовичем Дроздовым была разработана модель первого контрактного театра в нашей стране. Кроме того, театру предоставлялась большая самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, что в дальнейшем было осуществлено многими государственными театрами России. Коллектив возглавил Глеб Дроздов, который со своими единомышленниками приехал в Тольятти осваивать «культурную целину» промышленного города. Многие из «первооткрывателей» работают в театре и сегодня: Глебом Дроздовым в театре были поставлены 37 спектаклей, некоторые из которых были возобновлены и до сих пор идут в театре. А всего за 24 года существования «Колеса» на Большой и Малой сценах театра поставлено около полутораста спектаклей, многие из которых стали яркими событиями театральной жизни города. С августа 2011 года художественным руководителем театра является народная артистка России, вдова Глеба Дроздова Наталья Дроздова.

Владимир Гальченко, председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей:
«Театр «Колесо» - первый театр Тольятти. Автоград не имел своего театра, и появление «Колеса» стало спасительным для города. Мы знаем, что Тольятти разделен на новый и старый город и что между ними большие расстояния. Естественно, театру «Колесо» понадобился филиал в Автозаводском районе. Ведь после спектакля в старом городе жителям Автозаводского района трудно добираться до дома.
Я бы хотел напомнить чиновникам города Тольятти о том, что качество продукции не равно количеству. В искусстве, культуре формулировка «Что тот солдат, что этот» не подходит. У нас штучное производство, и его нужно уметь оценивать по достоинству.
Есть много вариантов решения вопроса о переселении театра «Дилижанс». В крайнем случае труппа «Дилижанса» может на время взять в аренду филиал «Колеса», пока у них идет ремонт. Но забирать филиал у «Колеса» в Автозаводском районе я считаю преступлением. Мы оставим Автозаводской район без искусства. Все-таки театр «Колесо» создает искусство несколько иного качества, нежели театр «Дилижанс». Я желаю удачи театру «Дилижанс», но этой удачи мы еще должны дождаться».

Ирина Миронова, директор театра «Дилижанс»
- С театром «Колесо» у нас нет конфликтов. В связи с тем, что здание нашего театра по предписанию пожарных 1 октября 2011 года было закрыто, этот театр дал нам возможность показывать спектакли на своей Малой сцене, и мы благодарны за это. Но ведь структура «Дилижанса» очень большая. Это и театр «Дюймовочка», и театр бардовской песни, и театр «Коловрат» и другие коллективы. Кстати, наш театр в скором времени получит статус театра юного зрителя. И всем коллективам нужна сценическая площадка. Без этого у «Дилижанса» нет будущего. Другого выхода, как дать им возможность выступать в здании на проспекте Степана Разина, 93, я не вижу. Для этого здание должно быть, я считаю, в собственности «Дилижанса». Но при этом, я уверена, можно так выстроить творческий график, что и у театра «Колесо» будет возможность продолжать давать здесь свои спектакли. Ни о каком его выселении речи не идет. Это здание, мне кажется, должно стать своеобразным театральным центром. И вообще, работники театра должны объединяться, а не разъединяться.

К моменту сдачи материала в номер редакция не получила комментариев от департамента культуры мэрии Тольятти

14

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1