культура

Хозяйка «Кукольного дома»

Создания Ольги Бакановой гостили в Кремлевском дворце
Эти куклы, созданные Ольгой Бакановой, участвовали
во Всероссийском форуме «Открой Приволжье»
Эти куклы, созданные Ольгой Бакановой, участвовали во Всероссийском форуме «Открой Приволжье»

Недавно Детская картинная галерея Самары приняла участие в I Всероссийском форуме искусств и туризма «Открой Приволжье». Выставка «Эксклюзивная кукла особняка Клодта» была представлена в Государственном Кремлевском дворце. В экспозиции было две коллекции кукол Ольги Бакановой - «Барокко» и «Костюм русской знати допетровской эпохи».

От готики до модерна
 Фестиваль искусств «Открой Приволжье» был призван объединить культурное сообщество разных регионов нашего округа и показать неповторимость каждого из них. Изысканные исторические куклы, созданные самарской мастерицей, как всегда, вызвали восторг публики.
 В Москве было представлено десять кукол в костюмах русской знати и столько же - из собрания французской моды семнадцатого века.
 Десять лет назад Ольга Баканова, приехавшая в Самару из Вологды, пришла работать в Детскую картинную галерею и стала преподавать живопись и рисунок.  Директор галереи Нина Иевлева, которой всегда были интересны куклы, увидев подобный интерес и у педагога, предложила ей также вести курс по истории кукол. А Ольгу уже тогда увлекала и история костюма. Костюмной исторической куклой тогда почти никто в России не занимался. Так что Ольга Баканова оказалась во многом первооткрывателем. В помещении бывшей каретной возле особняка Клодта ей выделили мастерскую, и через какое-то время она создала первую свою коллекцию - «Бургундская мода», которая вызвала фурор среди ценителей искусства.
В своем творчестве Ольга Баканова обращается к самым разным историческим периодам. Готика, европейское Возрождение, барокко, рококо, романтизм, модерн... Все эти эпохи можно изучать по костюмам, созданным самарской мастерицей. При этом мода в каждую историческую эпоху имеет свой национальный колорит. «Готика – это, прежде всего, Франция, - говорит Баканова. - Само понятие моды зародилась во Франции при Бургундском дворе – в XV веке. А в XVI-м тон задавали уже Италия и Испания. В эпоху барокко, в XVII веке - опять Франция. Тогда законодателем мод становится французский король Людовик XIV».
 Спустя какое-то время мастерица обратилась к русскому историческому костюму.
«Мне было очень интересно заниматься костюмами русской знати допетровской эпохи, - рассказывает Ольга Баканова. - Позже, в восемнадцатом веке, при Петре I , в Россию входит европейская мода, и с этого времени больших отличий в костюмах знатных людей из разных стран уже нет».
Среди исторических персонажей Ольги Бакановой — Петр I, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, Елизавета I, Генрих VIII, капитан Дрейк, персонажи эпохи Барокко - Людовик XIV де Бурбон, кардинал Ришелье, инфанта Маргарита, Мария Медичи, герцогиня де Фонтанж с пажом и другие знатные господа и дамы.
Детали их одежды она изучала, прежде всего, по историческим портретам и старинным журналам моды.
Не у всех героев остались достоверные описания их внешности – приходилось что-то додумывать, фантазировать. Так, в кукольном образе Алексея Михайловича, который считался личностью сакральной и его мало кто имел возможность видеть, угадываются черты его далекого потомка — Николая II.
У каждой эпохи не только свои костюмы, но и свои атрибуты. И когда Ольга Баканова готовит к выставке коллекции созданных ею исторических персонажей, рядом размещаются миниатюрные копии вещей тех далеких времен - клинков из XVI века, кубков, сабель, парчи из готической эпохи, вееров, лорнетов и перчаток из эпохи романтизма.
Всего Ольгой Бакановой создано почти сто эксклюзивных кукол. Находятся они главным образом в фондах Детской картинной галереи. Но есть и исторические куклы, которые Ольга сделала по частным заказам.

 
 
Венеция в Самаре
 Летом на выставки эксклюзивных кукол из особняка Клодта часто приводят школьников, и они с интересом рассматривают исторических персонажей, слушают занимательные рассказы из жизни Генриха VIII, Елизаветы I и других героев давно минувших дней. Этим летом здесь, возле миниатюрных «палат Кремля», собралась русская знать XVII века, персонажи эпох барокко, рококо и Возрождения. Любопытно было сравнить различия в тенденциях моды России и европейских стран XVII века. «В Европе, - говорит Ольга Баканова, – тогда в моде был сложный крой — вычурные силуэты, разнообразные воротники, корсеты. А в России знать носила простые рубахи, сарафаны, кафтаны». Вообще, коллекция кукол в костюмах русской знати, над которой Ольга работала два года, - одна из ее любимых.
Еще одна любимая коллекция — куклы Венецианского карнавала. В ней одиннадцать персонажей, среди которых действующие лица комедии дель арте – Пьеро, Коломбина и другие, есть здесь и кавалеры, и шут, и собирательный образ «Венеция».
В 2009 году коллекция и ее автор побывали в Венеции и  имели там головокружительный успех. Выставка кукол проходила во Дворце Мочениго, стоящем на берегу главного венецианского канала. Посетители проявили живой интерес к куклам самарской мастерицы, подходили, задавали много вопросов.
Сейчас на рабочем столе Ольги Бакановой — несколько работ, которые она делает параллельно. Фигурка кокетливой барышни, которая залетела сюда из XVIII века, а рядом — галантный кавалер. Еще один новый образ - бравый гусар Александрийского полка образца 1810 года.

Чтобы создать свои кукольные образы, Ольга читает много литературы об истории и исторических костюмах. Правда, небольшая неточность в облике кукольного персонажа для усиления эффекта образа вполне допустима, считает мастерица. Так, ее Петр I, сильный и уверенный в себе законодатель всего нового, напоминает образ, созданный Николаем Симоновым в одноименном фильме. Хотя на самом деле, как утверждают историки, император был больше похож на образ, созданный скульптором Шемякиным.
В планах хозяйки «Кукольного дома» и трех ее помощников, которые участвуют в шитье костюмов, - создать образы русских цариц Екатерины II и Елизаветы I, которая, как известно, была большой модницей. Есть и эскиз с собирательным образом персидского царя, в котором угадываются черты легендарного Ксеркса, а рядом с ним будет размещен загадочный сфинкс.
 Изготовление кукол — дело долгое и кропотливое. На каждую уходит не менее четырех-пяти месяцев. Сначала появляются эскизы, затем создаются глиняные формы, которые потом обжигаются в печи. Фигурки собираются, затем на них накладывается ватин или синтепон, а уже потом куклы одеваются в модные наряды, расписывается акриловыми красками, покрываются итальянским лаком. А еще им тщательно делаются модные прически. И уже после этого создания Ольги Бакановой становятся полноправными обитателями «Кукольного дома» в старинном самарском особняке.

 

56

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4