история губернии

Завод у станции Липяги

60 лет назад начала работать первая очередь Новокуйбышевского НПЗ
В начале 50-х годов прошлого века Новокуйбышевский НПЗ был одним из крупнейших
нефтеперерабатывающих предприятий в стране
В начале 50-х годов прошлого века Новокуйбышевский НПЗ был одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в стране

В середине 40-х годов прошлого века правительству СССР стало ясно, что Среднее Поволжье, и, в частности, Куйбышевская область, совсем скоро окажутся в ряду крупнейших нефтеносных районов страны. Объемы добычи сырья на здешних месторождениях тогда вплотную стали приближаться к цифрам, ранее достигнутым в Азербайджане и на Северном Кавказе.

 Нефтяники в робах
К этому времени в нашем регионе действовал только один нефтеперерабатывающий завод – в Сызрани, который дал первую продукцию в 1942 году. Во время войны предприятие постоянно наращивало производство, благодаря чему ко времени капитуляции фашистской Германии здесь уже выпускали в 3,5 раза больше бензина, чем при вводе завода в эксплуатацию. Однако объемы добычи «черного золота» в Куйбышевской области росли гораздо быстрее, и поэтому в октябре 1945 года на окраине областного центра, близ поселка Стромилово, вступила в строй действующих первая очередь Крекинг-завода (впоследствии — Куйбышевского НПЗ).
 Для бесперебойного обеспечения этого предприятия сырьем в течение зимы 1945-1946 годов заключенные отдельного лагерного пункта № 3 (ОЛП № 3), который в то время относился к Управлению Особого Строительства (УОС) НКВД СССР, через заснеженные леса Самарской Луки в рекордные сроки проложили нитку нефтепровода «Зольное – Кряж». Эта линия действовала в течение 40 с лишним лет и была выведена из эксплуатации лишь в 80-х годах ХХ века.
 Немалый трудовой вклад в строительство объектов нефтяного комплекса Куйбышевской области суждено было сделать и пленным немцам, выжившим в Сталинградском котле. Первое лагерное отделение для военнопленных на 450 человек еще в середине 1943 года построили на Сухой Самарке. Здесь немцы сооружали водозабор для строящегося нефтеперерабатывающего завода и еще работали на лесопилке.
 В районе нынешнего Сокского каменного карьера тогда же открылся второй такой же лагучасток, а третий в конце того же года появился близ села Задельное, где бывшие солдаты вермахта занимались лесоразработками. Еще один лагпункт на 1500 человек был организован в поселке Бахилова Поляна, а неподалеку от поселка Зольное разместилось еще 3000 бывших немецких солдат. В основном в 358-й лагерь военнопленные поступали из румынского города Фокшаны. Все они выполняли на нефтепромыслах самую тяжелую работу.
 Уже к моменту пуска первой очереди Крекинг-завода в октябре 1945 года стало понятно, что новое предприятие тоже не сможет полностью освоить все полученное в нашей области сырье, поскольку в то время объемы добычи «черного золота» на новых месторождениях удваивались чуть ли не ежемесячно. В связи с этим в июне 1946 года правительством СССР было принято решение о строительстве еще одного нефтеперерабатывающего завода на территории Куйбышевской области. Подбором производственной площадки для будущего предприятия тогда же занялись специалисты института «Гипронефтезавод», которые из имеющихся вариантов выбрали территорию в районе железнодорожной станции Липяги, в 20 километрах от Куйбышева.
 
 
Придали государственный размах
 В феврале 1946 года было упразднено Управление Особого Строительства (УОС) НКВД СССР как выполнившее свою главную задачу – возведение группы предприятий Безымянского промузла, а также всей инфраструктуры Кировского и Красноглинского районов. Однако система лагерных пунктов и участков бывшего Безымянлага никуда не пропала, а всего лишь сменила вывеску, перейдя в подчинение Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛК) по Куйбышевской области. А скоро было создано Управление по строительству нефтеперерабатывающих предприятий (УСНП) МВД СССР. В конце 1946 года Министерство нефтяной промышленности восточных районов СССР утвердило дислокацию будущего Новокуйбышевского НПЗ.
 Вопрос об обеспечении рабочей силой стройплощадок нового предприятия решился после подписания секретного приказа МВД СССР № 0336 от 12 июня 1947 года. Согласно этому документу, при УСНП МВД СССР на базе ряда отдельных лагерных пунктов УИТЛК по Куйбышевской области, до этого подчинявшихся УОС НКВД СССР, было создано Управление лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов Куйбышевской области (Нефтестройлаг). Почти одновременно была организована и дирекция строящегося Новокуйбышевского НПЗ во главе с опытнейшим производственником Гавриилом Гореченковым, который во время Великой Отечественной войны руководил нефтеперерабатывающим заводом в Баку, а затем восстанавливал разрушенные предприятия на Северном Кавказе.
 Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод начинался с двух бараков для заключенных из лагерных участков ОЛП-13 Нефтестройлага, построенных в течение двух жарких июльских недель 1947 года в районе 1102-го километра магистрали «Москва – Куйбышев». Уже вскоре здесь была обустроена железнодорожная платформа «1102-й км» (впоследствии – станция «Новокуйбышевская»). А первые колышки на месте будущего нефтеперерабатывающего завода были вбиты в начале осени того же 1947 года.
 В течение 1947-1949 годов заключенные работали на возведении производственных объектов предприятия, но темпы строительства оставались крайне низкими. Так продолжалось до тех пор, пока 10 августа 1949 года, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, населенный пункт Ново-Куйбышевский не был преобразован в рабочий посёлок Ново-Куйбышевский Молотовского района Куйбышевской области. Лишь после этого работы по строительству НПЗ приобрели по-настоящему государственный размах, а в число пусковых объектов была включена ТЭЦ-1, строительство которой к тому времени уже продолжалось более года.
 В феврале 1950 года приказом МВД Нефтестройлаг был ликвидирован, но расположенный близ станции Липяги ОЛП-13 продолжил свою работу, хотя и был снова включен в управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛК) УМВД по Куйбышевской области.
 
 
Впервые в СССР
 В июле 1951 года благодаря совместным усилиям заключенных и вольнонаемных рабочих начал работать первый паровой котел Новокуйбышевской ТЭЦ-1, а 21 сентября паровая турбина ТЭЦ выработала первый промышленный ток.
В те же сентябрьские дни 1951 года на строящемся предприятии включились в число действующих установки первичной переработки нефти - АВТ-1 и АВТ-2. Вскоре были пущены также установки термического крекинга № 1 и термического риформинга № 1. Уже 5 ноября 1951 года с завода к потребителям ушел первый железнодорожный состав с бензином. Отправить этот эшелон в путь доверили ударнику производства, старшему оператору цеха № 10 Павлу Матросову, впоследствии – профсоюзному активисту, который об этом событии в своих мемуарах рассказывал так: «В два часа в цех приехал главный инженер предприятия Анатолий Альтшулер, за ним директор Гавриил Гореченков, а затем и начальник железной дороги. Подъехала какая-то машина, явно не заводская. Из нее начали выгружать треноги, аппаратуру. Оказывается, приехали со студии Поволжской кинохроники… Первый бензин с АВТ-1 принимала бригада Натальи Нужаевой, а первую партию в товарном парке готовила смена Александры Сердюковой.
 Только я приступил к наливу в цистерну, кто-то из кинооператоров закричал: «Давай сначала! И не опускай шланг так низко - не видно бензина!» Пришлось мне повторить операцию снова. От волнения чуть не выпустил тяжеленный хобот шланга. Представляете, какое тогда было мое состояние? Однако все цистерны мы залили вовремя, и поезд ушел с завода по расписанию».
 Официальные мероприятия по случаю открытия нового завода проходили 20 ноября, когда на предприятии состоялся торжественный митинг с участием первых руководителей Куйбышевской области и министерских работников. Однако этот пуск означал лишь завершение первого этапа в развитии Новокуйбышевского НПЗ, который очень быстро вошел в число ведущих предприятий СССР по выпуску различных нефтепродуктов.
 Кроме производства разных сортов бензина, керосина и дизельного топлива на установках Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода уже в начале 1952 года впервые в нашей стране начался выпуск технических масел для машин и механизмов, основой для которых стали высокосернистые нефти, характерные для месторождений Среднего Поволжья. Раньше переработка такого тяжелого сырья была освоена только за рубежом, а в СССР смазочные масла выпускалась лишь на аналогичных предприятиях Северного Кавказа, где добывалась нефть с низким содержанием серы.
 В дальнейшем на Новокуйбышевском НПЗ появилось еще несколько установок масляного производства, которые вскоре были объединены в отдельный цех № 9. Все это помогло предприятию быстро освоить производство десятков других видов смазочных масел из сернистых нефтей – дизельных, машинных, цилиндровых, турбинных, автомобильных и так далее. В рамках секретного оборонного заказа здесь же в начале 50-х годов начался выпуск технических масел самых высоких марок, в том числе авиационного масла МС-20 для только что появившихся реактивных самолетов, а также танкового масла МТ-16.
 Отдельная страничка первого этапа работы завода - освоение битумного производства, которое в 1951 году началось со строительства специализированной установки № 19-1 и было завершено уже в конце 1952 года. Она в основном сооружалась силами заключенных, а курировали ход строительства ведущие специалисты предприятия.
 В результате успехов заводчан Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 февраля 1952 года рабочий поселок Ново-Куйбышевский был преобразован в город областного подчинения с присвоением ему наименования Новокуйбышевск. Впрочем, это уже совсем другая история.

104

 

Последние статьи

10 декабря
07 декабря
06 декабря
05 декабря
04 декабря

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4