Весь мир - театр

Вот и лето прошло...

О драматургии места и непобедимой силе августовского холода

Утверждение «не место красит человека, а человек место» иногда хочется подвергнуть сомнению. Бывают такие места и пространства, в которых и человек, и событие как будто не равны самим себе. Летом почему-то понимаешь это с особенной ясностью. Может быть, потому, что в эти три месяца пространство подчиняет себе с непобедимой силой.

Зелень, солнце, вода, горы, теплый дождь и ночной ветер — образовавшуюся на фоне культурного межсезонья брешь заполняют почти без остатка стихии, так что потом так и будешь вспоминать через запятую впечатления года: спектакль Смедса «Мистер Вертиго», рассвет над Волгой на Мастрюках, Питер Штайн, сидящий на банкетке в гардеробе Александринского театра…
  Ширяевская биеннале современного искусства — настоящий мастер-класс по тому, как пространство может играть «в плюс» событию. Счет к тому, что раз в два года показывают в программе опен-эйра от современного искусства, был бы гораздо выше, если б не пресловутая сила места. Вы встаете в 6, чтобы в 8 отплыть от речного вокзала и два часа зябнуть под утренним солнцем на «омике» - предприятие само по себе самодостаточное, добавьте к этому красоты Жигулей и Волгу, которая переманит часть зрительской толпы задолго до окончания номадического шоу.
  Само искусство тоже оказывается в выигрыше, когда художникам удается особенно удачно вписать его в заданные рамки пространства. Вот четыре немки запевают «Из-за острова на стрежень» и начинают двигаться по пляжу к воде. Трудно не угадать, что примерно на словах «…и за борт ее бросает в набежавшую волну…» новоявленные княжны сымитируют утопление, зайдя в Волгу по горло. Но вот ведь, этот перформанс с легким налетом феминизма («не бросайте, мы сами»), в котором толпа зрителей медленно движется к Волге вместе с художницами, и вправду «смотрится».
 Как невероятно смотрится на Ладье концерт «Классика над Волгой»: обращенный в сторону заходящего в воду солнца задник просвечивает, пропуская сквозь себя последние вечерние лучи, маэстро Щербаков с дирижерской палочкой чернеет демонической тенью, и Брамс аккомпанирует закату. Побеждает всех, впрочем, неумолимо наползающий августовский холод: зрители немаленькими группами ретируются, не дожидаясь конца номера (что там аплодисменты между частями!). Есть вещи посильнее репутации.
 Или, к примеру, Валерий Бондаренко читает лекцию в кафе Sit.com. Первую часть читает, как умеет у нас только Бонд, по-актерски живо представляя сложнейшую тему поисков себя. Но вот во второй половине все тот же августовский холод, так и просящийся в текст («смеркалось», как написал бы здесь Жванецкий) загоняет всех «в дом». А кафе, нужно сказать, устроено, как модно сегодня делать чайные: сидеть там можно только на полу. И вот представьте: сидят все в комнатке по-турецки, попивая чай, и в проеме возвышается по лекторской привычке оставшийся стоять Бондаренко. Разговор тут же, во-первых, переходит из лекции в беседу «за жизнь», во-вторых, из плоскости «лектор-слушатель» незаметно перемещается в плоскость «гуру-ученики» и начинает напоминать лекцию по философии на первом курсе, когда студентам удалось «развести» препода на разговор о смысле жизни.
 А сколько силы таится в пространствах с бархатными креслами и колоннами! По-моему, на зданиях театров скоро можно будет ставить при выпуске официальную печать. Вот в этом мраморе и позолоте полагается красиво отражаться в зеркалах и ворчать на то, что раньше и сахар был слаще, и классика классичнее. А в этих строгих минималистичных стенах – внимать новому и современному и не подавать виду, что на самом деле вы пропустили официальную легализацию мата на сцене и теперь чувствуете себя...
  Впрочем, об этом мы подумаем как-нибудь потом, когда под театральными сводами будет уютнее, чем на скамейке с видом на закат. Кстати, сегодня открывается сезон в «СамАрте», а 31 августа в Опере представили нового дирижера и худрука. Поехали?!

 

8

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4