Экспозиция

Побежденные в городе

Действительно актуальное искусство в галерее «Виктория»
Сумки с продуктовыми запасами напоминают посетителям о страхах большого города
Сумки с продуктовыми запасами напоминают посетителям о страхах большого города

В «Виктории» группа молодых художников представила проект «Город победителей», летом выставлявшийся в Москве. Критики и директор галереи Людмила Патрати восхищаются уникальным явлением: художники из Москвы, Киева, Харькова и Самары (Владимир Логутов и Андрей Сяйлев) самоорганизовались без всякого кураторского ока. Спецкору «ВК» же эта выставка показалась самой социально острой и общепонятной экспозицией «Виктории» за последнее время.

Вообще-то все ясно уже при входе. На пути к гардеробу респектабельной «Виктории» расставили металлические ограждения, самые обычные — такие можно увидеть на любом концерте под открытым небом. Корреспондент «ВК», появившись в галерее рано, пронаблюдал, как персонал «Виктории» решал проблему доступа посетителей к вешалкам через этот «Лабиринт» (работа известного московского художника Давида Тер-Оганьяна).  В московской «Риджине», где три месяца назад эта же выставка проходила под названием «Завоеванный город», не позволили вот так с ходу взять зрителей в плен. «Виктория» вообще нравится художникам даже больше московской галереи: она больше по размеру. «Проект доделан, уточнен, некоторые работы имеют отношение к местному контексту. И пространственно выглядит лучше: здесь больше места, а для этой выставки очень важно «пространственное дыхание», потому что она про общественное пространство», - поясняет авторитетный московский арт-критик Екатерина Деготь.

 

Правда, «Плакаты» того же Тер-Оганьяна (черные фигуры кого-то избивают на белом фоне), вопреки сценарию, встречают зрителей уже внутри галереи: расклеенных снаружи наутро следующего дня почти не осталось.

 

В этом тоже город. Пространство победителей и побежденных, как его видят актуальные художники. Победители — это элита. Она устанавливает правила жизни в городе. Обычный человек при этом попадает в систему запретов и правил, искажающих реальность, давящих, уничтожающих город как сообщество. И хотя художники утверждают, что всего лишь констатируют факт, при этом не возмущаясь и не впадая в меланхолию, пафос выставки легко улавливается. Жителей-зрителей хотят разбудить, избавить от лишних страхов и скованности.

 

Илья Будрайтскис, один из идеологов выставки, больше известен как левый активист (сейчас — участник социалистического движения «Вперед»), при этом историк, публицист и художник. В «Городе победителей» он выставил отказы в проведении массовых выступлений и акций протеста. Большинство их вышло из-под пера чиновников ЦАО города Москвы и тянет на произведения искусства. Свои «не может быть согласовано» чиновники пишут с выдумкой, сложными формулировками и ссылками на документы о правах человека. «Исходя из норм международной конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года... сообщаю, что проведение пикета не может быть согласовано», - примерно так. В провинции все прямолинейнее и наивнее: «1. Проблема смертной казни — проблема федерального уровня. 2. Основной состав организаторов пикета — не воронежцы», - пишут в Воронеже. От Самары тут один документ: перечень мест, разрешенных для публичных мероприятий, подписанный главой города в 2007 году. В перечне есть площадь Куйбышева и площадь Кирова, но больше всего авторам документа нравится Красноглинский район — там нашли целых три места, «позволяющих гарантировать наибольшую безопасность...»

 

Так же прямо высказывается известный столичный граффитист Миша Most: в его «Статье № 29» статья Конституции РФ о свободе слова закрашена пятнами краски.

 

«Фроттажи» Александры Галкиной оказались неожиданно самарскими: «слепки» (в технике фроттажа) художница делала прямо с местных вывесок: «Самарская губернская дума», «Министерство иностранных дел РФ. Самарское представительство» - можно прочитать теперь в «Виктории». Копирование официальной стороны жизни города не обошлось без эксцессов: по словам Саши, приходилось долго оправдываться перед охраной.

 

Проект «Город победителей», помимо редкой социальности и прямоты, оказался удивительно внятным: даже известный абстракционист и формалист Владимир Логутов представил пятилетней давности фильм «Made in Kuibyshev», снятый вместе с Андреем Сяйлевым. Город с непарадной стороны, с пьющими музыкантами, дискотеками и неформалами, «город, неизвестный победителям», как сформулировал на выставке сам Логутов — куда уж понятнее!

 

При этом проект выглядит целостным высказыванием — со своим манифестом и без подписей к работам (рядом с произведениями нет фамилий). Есть единое пространство страхов, комплексов и проблем большого города: запретительные документы, сумки, судорожно наполненные продуктами про запас (на злобу дня не хватило еще арбидола), суровые лица стоящих в очереди людей.

 

Перед открытием в «Виктории» организовали дискуссию, что тоже нечасто случается.  Художники (помимо названных это Жанна Кадырова, Николай Ридный и Антон Курышев) сидели на фоне закрашенной статьи Конституции и говорили о том, почему они встали на сторону «побежденных» и отчего их так волнует эта проблема. Видео и текст будут выложены на известном интернет-портале по искусству opespace.ru. Еще месяц в «Виктории» можно посмотреть, как выглядит действительно актуальное искусство.

 

Комментарии

 

Екатерина Деготь, арт-критик, историк искусства, член-корреспондент Академии художеств России, шеф-редактор раздела «Искусство» на интернет-портале openspace.ru, куратор выставок:

 

- Этот проект — инициатива самих художников, и это очень важно. Поэтому и говорить они будут сегодня сами, о том, о чем захотят. Я рада видеть трансформацию выставки в лучшую сторону, по сравнению с тем, как она была представлена в Москве.

 

- Проект очень социальный...

 

- А вы знаете, мне кажется, это является единственным содержанием искусства. Иначе оно превращается в украшение быта, а в этом скорее роль дизайна. И если художники могут нам напомнить, что в искусстве есть какой-то смысл, имеющий отношение к нашей жизни — а в этом и есть значение слова «социальный», - то это главное, что искусство может сегодня сделать.

 

- Зимой вы говорили, что ситуация экономического кризиса может сыграть на руку художникам?

 

- Вот, пожалуйста — прекрасный пример. Поскольку у «Риджины» сейчас бурных продаж не предвидится, галерея может посвятить пространство и время экспериментальным проектам. Вот один из них. Коммерческая галерея предоставила помещение некоммерческому проекту.

 

- Эксперимент в самом факте объединения?

 

- В том, что это художественная инициатива самих авторов — так нечасто делается у нас в стране. Обычно художники занимают пассивную позицию, ждут куратора. А саму по себе выставку я бы не назвала экспериментальной, это просто очень целостный, даже в какой-то степени активистский проект.

 

Илья Будрайтскис, автор манифеста и участник выставки, историк, публицист и художник, активист социалистического движения «Вперед»:

 

- Идеология выставки идет от вас?

 

- Наверное. Я текст, например, писал. Эта выставка связана с политическим измерением искусства. Нельзя сказать, что она обладает четким идеологическим посланием, но, несомненно, поднимает политические вопросы. Основной вопрос — отношения между победителем и побежденным как сосуществование. Пространство полностью выстроено, доминировано, дисциплинировано другой стороной, элитой. Оно требует от нас серьезных размышлений о своем месте в мире. Готовы ли мы с этим мириться? Готовы ли мы это принять как данность? Готовы ли мы отрицать сам факт того, что существуем в подавленном состоянии?

 

- Города ведь разные.

 

- Мне кажется, везде примерно одно и то же. Пространство любого российского города враждебно к его обычным жителям. Это переживают все, необязательно как политическую проблему. Может быть, как отчуждение или состояние дискомфорта.

 

Что касается форм дисциплины, то их тоже можно сравнить в разных городах. Например, мы выставили несколько документов о запрете митингов.

 

- Почему самарский документ именно такой — не запретительный, а список разрешенных для публичных акций мест?

 

- Он очень показательный. Если в нашем распоряжении есть такой документ — другие уже не нужны.

2

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Опрос

Какие учреждения культуры вы чаще посещаете?
Театры
Концертные залы
Музеи
Библиотеки
Галереи
ДК и клубы
Обхожусь интернетом
Всего проголосовало 34
архив опросов