фестиваль

Земляные работы

И «правильно расставленные вещи»

Во вторник на Федоровских лугах закончился летний фестиваль «Молодые молодым», впервые объединивший пять образовательных лагерей — философский, литературный, игротехнический, «государственного знания» и «арт-подготовки». Вместе с участниками масштабного эксперимента наш корреспондент честно боролся с непогодой и нашел в этой борьбе высокий смысл.

 

Хаос и космос
 «Сегодня звонили наверх. Говорят, что с погодой все будет ОК», - то ли шутил, то ли делился «инсайдом» в социальных сетях советник директора областной научной библиотеки и будущий начальник лагеря «Молодые молодым» Олег Вейс. Через 18 дней после этого сообщения первый в истории Самарской области образовательный лагерь такого масштаба встречал гостей размытыми лесными дорогами, отчаянными атаками дождя и жалобами уже приехавших на закончившиеся запасы сухих вещей. Впрочем, особого пессимизма не наблюдалось, и полку людей, которых библиотека (именно она выступила организатором мероприятия) заманила в лес, прибывало.
 Ментальной точкой старта большинства подлагерей тоже естественным образом стал хаос — слишком уж разным на первых порах казался уровень участников. «Дипломированные специалисты», аспиранты, студенты, даже школьники... В какой системе координат говорить? Да и может ли разговор о философии, искусстве и тем более госуправлении что-то противопоставить такому простому явлению, как дождь? Разве все эти занятия в современном мире не удалились бесконечно далеко от живого человека?
 Хорошим намеком на путь стал доклад Софьи Ислеевой о теориях коммуникации в подлагере философии. Главным эффектом коммуникации является не достижение или недостижение целей вступивших в нее, а изменение их самих, рассказывала исследовательница... В руководимом Татьяной Симаковой «Подлагере арт-подготовки» (ключевым тут является слово «арт») роль приглашенной звезды исполнял художник Владимир Селезнев из Екатеринбурга. Среди работ, которые он показывал «молодым», был, например, фильм «Закат конструктора Бархатова», сделанный Селезневым вместе с Александром Ситниковым и группой «4 позиции Бруно» - исключительно путем монтажа хроник жизни одного из пермских заводов в 1970-е. У публики из других подлагерей превращение советских хроник в театр абсурда вызвало много вопросов из серии «зачем?», но художник стойко держался мнения, что произведение само должно отвечать за себя. И действительно, какой-то ответ в фильме читается. Мутация, превращение понятного мира в неизвестное нечто - это не трагедия, а освобождение, ради которого и затевается то, что называется словом «искусство». Потом эта тема прозвучит еще не раз.
 Но так ли часто художник действительно делает шаг в неизвестное? Не является ли большая часть произведений «контемпорари арт» настолько точным воплощением концепции, что, кажется, можно на сам арт-объект и не смотреть? Эти вопросы ставил художник Сергей Рутинов. Отвечал Владимир Селезнев инсталляцией «Метрополис». Огромная куча мусора, которая при выключенном свете превращается в увиденный с птичьего полета ночной мегаполис — светящиеся окна небоскребов, многоуровневые транспортные развязки... Чудо возникшее из хаоса? Хаос, скрытый за «чудесами» современной цивилизации?
 Как ни странно, презентация романа-комикса Сергея Рутинова и Андрея Темникова «Фанки Фунги» началась с точной рифмы к этому образу. Сквозь хаотическую и одновременно уныло-упорядоченную обыденность герои романа видят «берег с правильно расставленными вещами». Видят и хотят создать музыку, которая сделала бы «берег» видимым для всех. Сам роман и есть мост к этому берегу. Так первые мостки появились и между подлагерями. У искусства, литературы и философии начало появляться не только общее поле для разговора, но и дело.
 
 Ницше и наша Работа
 Когда утомленный ночными активностями лагерь еще спит, художники встают. Один из мастеров лагеря «Арт-подготовки» Андрей Сяйлев решил говорить не об инсталляциях и перформансах, а об «активном созерцании». Чтобы внести в мир что-то новое, нужно самому стать чем-то новым. Одно необычное действие художникам уже удалось — они встали до подъема. «Попробуйте весь день делать что-то не так, как вы привыкли», - рисует программу на день куратор. А потом найдутся и другие практики...
 Философы начинают утро в похожем ключе - с Ницше. Михаил Богатов из Саратова начинает рассказ о «Рождении и трагедии из духа музыки» с переполненного автобуса, в котором взвинченные люди едут на нелюбимую работу. Кажется, это издержки исключительно современного мира, у греков все было лучше — иначе откуда такие прекрасные статуи, храмы, орнаменты? Но не из радости жизни рождается греческое искусство, а из опыта отчаяния — передает мысль Ницше Богатов. Дионисийские мистерии у греков — возможность для каждого на какое-то время перестать быть собой, став «орудием бога». Этот опыт не отменяет ни обязанностей повседневности, ни мучений рождения и смерти, но собственное страдающее «Я» начинает осознаваться как маска, за которой Бог. Так становится понятно, что вопрос о греках имеет к нам самое прямое отношение. Культуру мистерий не вернуть, но сам вопрос о ней и сегодняшнем человеке заставляет по-другому посмотреть на происходящее вокруг. Нужно что-то, что выдернуло бы человека из привычного «себя». Может быть, дождь и грязь?
 «Поэзия — весть о обновлении мира», - скажет Леонид Немцев, делая доклад в подлагере литераторов. Председатель Самарской областной организации молодых литераторов Денис Домарев собрал здесь внушительную гвардию. Для молодых литераторов сделано многое - есть, например, альманах «Молодежная волна», где можно напечататься. Но есть и вопросы — зачем писать и кому писать? Почему поэзия сейчас так плохо слышна? Леонид Немцев объясняет, что надо быть проще. Есть работа, которую нужно просто сделать, и есть точка, в которой ее нужно сделать. Ледокол не должен плавать в Черном море. Настоящая работа начинается, когда видишь настоящий фронт — не зря же участников лагеря кормят тушенкой из полевой кухни, как солдат. Чуть позже Леонид расскажет и о журнале «Белый человек» и его амбициозной задаче - «не говорить о событиях и чудесах, а быть событием и чудом».
 А лагере «арт-подготовки» Сергей Баландин рассказывает о перформансе и о том, как дается художнику настоящий жест. Например, такой, как у Марины Абрамович и немецкого художника Улая. После 10 лет совместной работы придя к необходимости расстаться, они 90 дней шли навстречу друг другу с разных концов китайской стены - встретились, обнялись и разошлись навсегда. Необычайной силы порыв дождя заливает ноутбук художника, заставляя отложить до лучших времен последнюю часть лекции — рассказ о перформансе в Самаре. Впрочем, на завершение этой истории ведь есть целая жизнь?
  Кульминация
 В какой-то момент границы между подлагерями становятся не так уж заметны, как и разница в уровне участников. Кажется, решающую лепту в этот процесс внес все же подлагерь философов, руководитель которого Елена Богатырева включила в программу доклады и художников, и литературоведов, и чтения поэтов объединения «Русский Гулливер»... Уже нет удивления рифмам событий и тому, что каждый момент воспринимается как кульминация. После заводских хроник Владимира Селезнева Галина Рымбу из «Гулливеров» вновь своими стихами ведет нас через заводские корпуса. Константин Латыфич в три часа ночи демонстрирует как метафизическая поэзия соединяется с музыкальными экспериментами группы Myod, а литераторы в это время поют «Восьмиклассницу» Цоя. В предпоследний вечер с подачи игротехников все подлагеря играют в «Русалочий остров», а в это же время у философов читают свои романы Михаил Богатов, Леонид Немцев, Наталья Курчатова. Участники игры забредают за стол — и остаются, зачарованные, но, видимо, не русалками. «Правильно расставленные вещи» существуют - и, значит, все было не зря.  

Анатолий Громилин, главный специалист отдела по делам молодежи, культуре, физкультуре, спорту и образованию администрации Ленинского района, мастер подлагеря «Государственное знание»:
 - Сейчас главная проблема госорганов — это даже не взяточники, а люди, которые просто занимают место. Они ни во что не хотят вникать, делают только то, что им прикажут, у них нет своей инициативы. Меня учили по-другому — если уж работаешь на госслужбе, попытайся сделать жизнь своего города лучше. Задача менеджера в частной компании — принести прибыль своей организации. Задача чиновника — действовать так, чтобы выиграло все общество. Поэтому нужно обязательно работать с молодежью, показывать, как можно так работать, как строить свою карьеру с учетом этих задач.
 Поэтому этот лагерь — не первое и не последнее образовательное мероприятие, в котором я, как и другие инициативные чиновники, участвую. Судить об его итогах пока рано, но мы обязательно будет следить за прошедшими через него студентами. Если начнут немного по-другому ставить цели в жизни, начнут применять и передавать опыт, который получили, значит, все было не зря.
 Владимир Селезнев, художник, мастер подлагеря «Арт-подготовки»:
 - Мне кажется, это очень полезный опыт. Я бы хотел, чтобы Екатеринбургская библиотека что-то такое затеяла. Конечно, много было организационных недочетов, для первого раза это нормально. Все-таки душ в лагере должен быть.
 Я думаю, что сейчас очень нужны такие проекты, которые объединяют людей не только совместной работой, но и совместный бытом. Такие мини-коммуны очень эффективны. Что касается междисциплинарных взаимодействий, в Екатеринбурге Государственный центр современного искусства часто делает совместные проекты с философским факультетом. Здесь общение с философами было более напряженным, но в любом случае интересным. В будущем, я думаю, стоит еще теснее сплетать близкие по тематике лагеря. Споров должно быть еще больше. Главное - продолжать развивать этот проект.
 
 Марина Невзорова, руководитель центра развития профессиональных компетенций библиотечных специалистов Самарской областной научной библиотеки:
 - Фестиваль такого формата мы проводим впервые, но это мероприятие вполне в русле последних трендов работы библиотеки. Библиотека «открывается», это значит, что она стремится не только создать максимально удобные условия для читателя, но и стать заметной обществу в целом.
 Проект поддержан грантом правительства Самарской области, и планируется, что он будет многолетним. Возможно, в следующие годы здесь появятся какие-то новые направления, отвечающие потребностям момента. Для нас было важно создать площадку, на которой бы могли встретиться люди, зачастую не пересекающиеся по профессиональным интересам. С нашей точки зрения, такой обмен полезен не только студентам, но и специалистам. Потом будет очень большая работа по разбору того, что здесь происходило, но по первым прикидкам могу сказать, что здесь что-то создалось. Убежденность в том, что это мероприятие реально необходимо, у нас есть.
 

 

8

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3