ЭКСПОЗИЦИЯ

Стереотипы о художниках и мифы о шаманах

В столице губернии проходят две выставки
В шкафчиках «нового пространства» - издания бурятско-монгольского эпоса «Гэсэр» с иллюстрациями Николая Протасова
В шкафчиках «нового пространства» - издания бурятско-монгольского эпоса «Гэсэр» с иллюстрациями Николая Протасова

В самарских галереях одновременно открылись две выставки. В «Арт-Пропаганде» экспонируется проект самарского художника Сергея Баландина «Гомункулус», представляющий собой размышление о природе перформанса и отношениях автора и зрителя. А в «Новом пространстве» проходит выставка «Эпос и верования Сибири» члена Союза художников Николая Протасова, отразившего в своих работах фольклорные образы родного края.

 

Сколько живет перформанс

Проходящий в «Арт-Пропаганде» проект «Гомункулус» Сергей Баландин впервые презентовал в начале июля 2010 года в галерее Oberwelt в Штутгарте. На выставке он представил три перформанса («Россия», «Очищение», «Или как раньше, или никак») и фотоэкспозицию, где были запечатлены акции и творческие решения Баландина, которые Сергей показывал в Самаре ранее — в «XI комнатах» и на фестивале «Правый берег». В этом Баландину помогал самарский культрегер Илья Саморуков, который также участвовал в перформансе «Россия». Для автора выставка стала возможностью осмыслить творческий материал и ответить на вопрос, возможен ли перформанс после его исполнения. «Считается, что перформанс существует в ситуации «здесь и сейчас», – рассказывает Сергей Баландин. - В проекте «Гомункулус» я пытаюсь определить, как живет перформанс после его исполнения – в предметах, видео, фото. Эта выставка – даже не подведение итогов, а попытка художественно «размножиться».
В сентябре, после возвращения Баландина в Самару, арт-директор «Арт-Пропаганды» Михаил Савченко предложил художнику вместе с Ильей Саморуковым, Асей Фетисовой и Оксаной Стоговой, которые также посетили Штутгарт, выступить с отчетом о поездке. Но авторы «Гомункулуса» предпочли устроить его презентацию, дополнив проект видео, арт-объектами, акварелью и сопроводив фотоэкспозицию текстами Саморукова, в которых он делится первыми впечатлениями от увиденного.   На собравшем огромное количество публики открытии Баландин провел еще  один перформанс - «Сердце». Для этого художник пригласил  добровольца из аудитории (им стала сотрудница галереи «Виктория» Виктория Сушко) и попросил свою жертву повторять его действия. Баландин разделся выше пояса, Виктория же предпочла полностью не обнажаться и остаться в майке, чем вызвала немое возмущение маэстро. Затем художник призвал зрителей рисовать гуашью на его с Викторией телах все, что они пожелают. После этого Баландин взял резак и сделал себе надрез в области сердца. Его напарнице не оставалось ничего другого, как последовать примеру художника. Но Виктория перестаралась, так что на груди выступила кровь. К счастью, рана была несерьезная.
По мнению Баландина, кровь пролита не зря, и этот творческий опыт, безусловно, пригодится публике и автору, который в «Гомункулусе»  пытается осмыслить процесс творения зрителем художника и художника - зрителем. «В перформансе связь автора со зрителем очень сильна, – считает Сергей Баландин. - Эпоха постмодернизма предполагает активное взаимодействие между ними. Художник больше не диктатор. Автора интересует зритель: его психология, то, чем и как он живет, его восприятие. Поэтому появляется много интерактивных произведений, где зритель может менять творческий объект или сам стать произведением. Меня тоже очень интересуют люди». 
Главную идею своего проекта Баландин выразил в образе гомункулуса – двойника человека, которого, согласно представлениям средневековых алхимиков, можно создать искусственным путем. В контексте выставки гомункулус – сформированный творчеством художника его образ в сознании зрителя.  «Публика знает автора как создателя произведения искусства, но не как обычного человека, – продолжает Сергей Баландин. - Художник существует для зрителя в фотографиях, видео, тех же перформансах. Как о биологическом индивидууме публика о нем ничего не знает. В литературоведении, например, существует термин «биографический автор», то есть реальный человек, и вторичный автор, создавший тексты. Это разные люди. Такое исследование себя в восприятии зрителя, и того, как зрители ведут себя во время моих перформансов, для меня очень важно».

Шаманы в живописи
Открывшаяся в «Новом пространстве» выставка «Эпос и верования Сибири» призвана дать зрителю наглядное представление о фольклоре и мифологии населяющих Сибирь народов. Основу экспозиции составляют 33 акварели художника Николая Протасова (1936-2003). Автор запечатлел в них фольклорные образы родной земли, а также шаманов в момент камланий.
Работы сопровождают собранные другом Протасова, поэтом и фольклористом Анатолием Преловским (1934-2008), древние тексты, которые жители Сибири произносят во время ритуалов. На их основе, а также опираясь на сведения, которые Протасов почерпнул, посещая шаманов, художник и создавал свои произведения на сюжеты народных песен.
Эти работы уже экспонировались в музее имени Алабина в октябре 2010 года, где их презентовала вдова художника Лариса Константинова. Она же привезла с собой архив работ автора, которые передала в дар Самарской областной библиотеке. Эта часть творчества художника составляет отдельный раздел выставки, и его гости «Нового пространства» увидят впервые. Это иллюстрации к бурятско-монгольскому эпосу «Гэсэр», точнее – эскизы и наброски, отражающие подготовительный этап работы над ними. «Они созданы в период работы художника в архивах и во время экспедиций. Из них зритель узнает, каким добросовестным человеком был Николай Герасимович и как много труда он вложил в то, чтобы достоверно отразить мельчайшие детали быта, одежды и элементы культа героев «Гэсэра» вплоть до жестов шаманов. По ним же можно понять, как много религиозных пластов содержали в себе верования Сибири: это и элементы шаманизма, и остатки анимистических культов, и тибетская религия бон, и несторианство – ранняя форма христианства», - рассказала перед открытием выставки руководитель центра поддержки развития чтения областной библиотеки Марина Невзорова.
Отдельный раздел включает издания с иллюстрациями Протасова к «Гэсэру» и другим произведениям. В «академическом» разделе представлены наиболее авторитетные научные издания из фондов библиотеки по истории религии сибирских народов, а также посвященные Сибири исследования по филологии, этнографии и культурологии.
Таким образом, гости выставки одновременно побывают в творческой мастерской художника и составят представление об образе шаманов и героях «Гэсэра». Экспозиция продлится до 26 января.

57

 

Последние статьи

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6