Городская среда

Предварительные итоги скульптурного бума

В Самаре продолжается установка новых памятников и скульптурных композиций
Слоны на даче Головкина - одна из немногих скульптурных композиций дореволюционной Самары, дошедших до наших дней
Слоны на даче Головкина - одна из немногих скульптурных композиций дореволюционной Самары, дошедших до наших дней

Еще несколько лет назад Самара испытывала явную нехватку скульптур и памятников. За четыре года новых объектов в городе установили больше, чем за предыдущие 20 лет, но вопросов к их качеству (как с художественной, так и с архитектурной точки зрения) накопилось немало. «ВК» решила подвести некоторые итоги скульптурного бума.

Запамятовали?

Еще сосем недавно сложно было себе представить, что в Самаре появится такое количество новых скульптурных композиций. Много лет шли разговоры о том, что в городе никак не установят памятник его основателю князю Григорию Засекину, что не восстановлен зверски распиленный на части Маяковский, не осуществлена идея со скульптурой красноармейца Сухова.
Памятниками Самара никогда не славилась. До революции город хоть и был богатым,  скульптурные композиции в нем можно было посчитать по пальцам. А те, что были (если не считать знаменитых слонов на даче Константина Головкина) до нас в большинстве своем не дошли. В советские годы ситуация несколько изменилась. Практически на всех центральных площадях появились памятники, а  парки наполнились городскими скульптурами. Одним из последних в этом ряду в конце 1980-х стала установка к 400-летию города Ладьи и группы абстрактных скульптур на 4-й очереди набережной. В 1990-е и 2000-е процесс пошел на спад. Советское наследие было частично утрачено, состояние имеющихся объектов оставляло желать лучшего, а новые скульптуры появлялись крайне редко.

Скульптурный бум

Скульптурный бум начался в 2010-х. Был создан организационный комитет «Культурная Самара», который занимается исключительно вопросом установки новых скульптурных композиций (не памятников). Возглавили его депутат Госдумы Александр Хинштейн и мэр Самары Дмитрий Азаров. В результате работы оргкомитета в Самаре появились скульптуры Сухова, «Дама с ракеткой» (посвященная 100-летию первого турнира по теннису), Швейка (к юбилею Ярослава Гашека), Деточкина из фильма «Берегись автомобиля» (к юбилею Эльдара Рязанова), Буратино (к 130-летию Алексея Толстого) и еще ряд композиций. В ближайшее время на самарской набережной установят корабельный колокол (посвященный 100-летию начала Первой мировой войны), и композицию «Бурлаки на Волге», приуроченную к юбилею Ильи Репина. Следует отметить, что абсолютно все скульптуры, появившиеся в результате работы оргкомитета, изготовлены и установлены на частные средства. Тем не менее критики продолжают ворчать, что вместо очередной скульптуры следовало бы поставить памятник тому или иному деятелю.
Впрочем, без них тоже не обходится. В этом месяце наконец-то восстановили памятник Маяковскому. Копия бетонной скульптуры стоит в одноименном сквере на улице Гагарина. А уже в сентябре на Полевом спуске откроют памятник князю Григорию Засекину работы самарского москвича Карэна Саркисова. Кроме того, в городе начали реставрировать объекты советского периода.

Позапрошлый век

Будучи в Самаре, известная писательница, внучка автора «Золотого ключика» Татьяна Толстая в свойственной ей манере высказала свое отношение к бронзовой скульптуре Буратино, назвав ее чудовищной. «Мне кажется, сейчас вообще нет хороших художников-скульпторов, - сказала писательница. - Дело в том, что не выработан язык для выражения того, что должен передавать памятник. Все эти реалистические памятники людям со всеми анатомическими подробностями - это XIX век. Существуют памятники, которые передают какую-то идею, но это совсем другой язык, которым у нас не умеют пользоваться».
Реалистичная бронзовая скульптура действительно устарела. Хотя к городским скульптурам, возможно, и не нужно предъявлять такие уж строгие требования. Большинство новых композиций, при всем уважении к их авторам, являются не столько произведениями искусства, сколько малыми архитектурными формами. 

Город без архитектора

Еще один болезненный вопрос – место установки. Если речь идет о городских скульптурах, то важны не только форма и содержание, но и расположение объекта в пространстве. Архитекторы при выборе места практически не задействованы. Участие департамента строительства и архитектуры носит технический характер - чиновники ищут место, свободное от инженерных сетей, но никак не контролируют архитектурную составляющую. А мнение независимых экспертов нередко игнорируется. В результате мы имеем в одном пространстве не сочетающиеся между собой «Даму с ракеткой» и памятник Пушкину, бравый солдат Швейк встал не в сквере «Три вяза», а посреди тротуара. «Бурлаков на Волге» планируют установить перед фонтаном «Парус» на Ленинградском спуске, а памятник Засекину встанет в один ряд со скульптурами «Воднолыжницы», «Купальщицы» и «Рабочего со спутником» на второй очереди набережной. Ощущается нехватка в Самаре главного архитектора.
Новые скульптуры обогащают городское пространство и делают его более привлекательным, но время радоваться уже одному факту их появления прошло, а вопросы качества по-прежнему остаются актуальными.

24

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3