ФЕСТИВАЛЬ

Стартует Восьмая Ширяевская биеннале

Тема, объединяющая программу этого года, – «Экран: между Европой и Азией»

Четыре выставки с участием более чем семидесяти художников из нескольких стран, творческая лаборатория в Ширяеве с заключительным «номадическим шоу», авторские презентации, философский семинар и коллоквиум. Такова вкратце программа события, организованного Приволжским филиалом ГЦСИ и кураторами Нелей и Романом Коржовыми.

 

Экраны в ландшафте

Ширяевская биеннале проходит с 1999 года с подачи художников Романа и Нели Коржовых. «В основе биеннале лежала идея творческой лаборатории. Мы не показываем готовые произведения, мы создаем их на месте», - объясняет Неля Коржова специфику события. Каждые два года художники, основная часть которых приезжает из-за рубежа, проводят две недели в Ширяеве, общаются, проводят мастер-классы и другие публичные события. Завершается биеннале «номадическим шоу», во время которого зрители осматривают созданные художниками произведения, «вписанные в рельеф» самых разных мест села – от домов местных жителей до заброшенных штолен. Со временем масштаб биеннале вырос, и к творческой лаборатории в Ширяеве добавились выставки в Самаре. В этом году их будет четыре, две из них открываются сегодня.

Церемония открытия биеннале пройдет в «Арт-центре». Одновременно там откроется выставка «Screen / Scape». Курируют выставку французы Жан Луи Пуатвен и Мартиаль Вердье, основатели интернет-журнала «ТК-21 LaRevue». Собранные ими фото и видеоработы художников из Франции, Китая и Кореи по-разному обыгрывают тему, заявленную вынесенным в название выставки неологизмом «Screenscape» (гибрид слов «экран» и «пейзаж»).
Вторая выставка биеннале с непривычно пространным названием «Вчерашние странники сегодня стали туристами?» откроется этим же вечером в галерее «Виктория». С помощью работ нескольких западных художников куратор Мартин Шибли попробует поговорить о способах, которыми искусство вмешивается в социальную реальность, пытаясь «выйти из экрана» в действительность. Традиция такого искусства, по мнению куратора, начинается с русских «передвижников» и сейчас будет продолжена произведениями, так или иначе взаимодействующими со зрителем, предлагающими ему включиться в проект художника.

Номады в зазеркалье

Основное событие биеннале – творческая лаборатория в Ширяеве, стартует 10 августа. Почти каждый день на протяжении двух недель художники-участники лаборатории будут проводить авторские презентации. Некоторые  имена участников (например, немец Ханнс-Михаель Руппрехтер, швед Андрюс Йонас, итальянец Вито Паче и др.) знакомы самарцам по прошлым биеннале, но в большинстве это новые лица. Интересно, что в этом году большинство российских участников Лаборатории будет из Самарской области. Это художник Александр Зайцев и музыкант Виталий Рыбакин, и тольяттинцы - художник и музыкант Михаил Лезин и поэт Айвенго. Остальные участники Лаборатории приедут из Западной Европы. Это тоже новость – основное событие биеннале, проходящей под слоганом «между Европой и Азией», обычно включало художников из Казахстана. Теперь представлять Азию, видимо, придется самарцам.
Еще одна новация – философский семинар, который станет частью творческой лаборатории в Ширяеве. Назван он «Современное искусство и философия: экраны сознания». Курирует событие философ, руководитель творческой лаборатории СГАУ «Территория диалога» Елена Богатырева. Участвуют известные самарцам лица – философ и литератор из Саратова Михаил Богатов, автор не раз показанного в Самаре лектория о философии и современном искусстве Игорь Кобылин из Нижнего Новгорода, литературовед Ирина Саморукова из Самары и философ Дмитрий Клеопов из московского Института изучения природы времени. Пройдет семинар с 22 по 25 августа.
Как всегда, главным событием станет «номадическое шоу» (номады - странники), на котором художники представят результаты своих изысканий. Судя по увеличивающейся год от года посещаемости этого события, 25 августа Ширяево ждет настоящее паломничество.
Заключительными событиями биеннале станут открытия двух выставок 25 августа – «TLG 2.0» в Музее модерна и «Ни возьмись» в галерее «Новое пространство». Проект «Ни возьмись» Владимира Потапова посвящен исследованию ставшего уже хрестоматийным вопроса о «смерти живописи». Публике будут представлены интервью с 15 современными художниками, рассуждающими о состоянии современной живописи. Загадочная аббревиатура «TLG 2.0» отсылает к английскому названию романа Льюиса Кэррола «Алиса в зазеркалье» (Throughthelookingglass). Под современным зазеркальем куратор проекта Сюзанна Криспио понимает Интернет и сложные трансформации, которые претерпевает «реальность» под его влиянием. Исследовать процессы превращаениреального в вирутальное и обратно будет 10 художников из Италии – с помощью видео-арта.

Без синдрома золочения

Неля Коржова, куратор Ширяевской биеннале:

- Перед подготовкой к Ширяевской биеннале вы ездили на Венецианскую. Вы как-то «отсчитываете» свою биеннале от этой ситуации?

- Да, конечно, мы учитываем этот контекст. Основной проект биеннале произвел очень хорошее впечатление, но в то же время на ней очень ярко высветилось то, что происходит сегодня с российским искусством. Русский павильон там представлял Вадим Захаров, уважаемый художник, концептуалист. Основной его проект назывался «Золотой дождь» - и там действительно был дождь из специально напечатанных монет. А чуть раньше у основателя московского концептуализма Андрея Монастырского был проект «Фонтан дружбы народов» - и он тоже был из золота. Мне, честно говоря, как-то не по себе от этого имперского клише. Московский концептуализм все ценили за ироничность, за то умение этих художников работать с мыслью, с действием. У них почти не было материального. А сейчас, когда к ним пришло признание и они выступают от имени страны, они работают с золотом. А материал все-таки выражает невербальные ценности и внутренние интенции художника. Мне кажется, это отражает общую ситуацию в нашей культуре, где все больше преобладает менеджерский подход. Необыкновенная роль отдается пиару, СМИ. Все настолько просчитано, что теряется основной мотив, ради которого создается художественное произведение. Это общемировой тренд, но в России все происходит в каких-то гипертрофированных формах.
На этом фоне мы стараемся сохранить специфику этой биеннале, которая задумывалась как лаборатория, лишенная пафоса. Произведения тут создаются на месте, но очень редко остаются в виде реальных памятников. Важнее нащупать и реализовать новые идеи, сохранить саму ситуацию изменчивости и роста. В общем, здесь, посреди степей, на берегу великой реки, мы стараемся собрать художников, не тронутых синдромом золочения.



21

 

Последние статьи

24 сентября
20 сентября
19 сентября
18 сентября
17 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1