ЭКСПОЗИЦИЯ

По московскому времени на самарском месте

Куратор хочет показать, что в Самаре есть искусство европейского уровня. Это, например, работы Владимира Логутова, Андрея Сяйлева, Олега Елагина и Сергея Баландина

В галерее «Виктория» открылась выставка московского куратора Андрея Паршикова «По московскому времени», на которой, впрочем, нет ни одного столичного произведения. В залах разместились работы самарских и европейских художников.

 

Среди представителей современного европейского искусства на выставке представлены: Элеонор де Монтескье, Мирко Смердель, Томазо де Лука и Анна Ермолаева, которая с 19 лет живет за границей, но активно поддерживает отношения с российскими арт-площадками. Статус этой художницы подтверждает ее участие в Венецианской биеннале в 1999 году.

Куратор нарочно соединяет художников из Италии, Франции, Австрии и России под «московской» шапкой, потому что тема его выставки, как у Пушкина в «Медном всаднике»: маленький человек и большая история. Паршиков собрал на выставке работы, которые показывают, как простой гражданин воспринимает все «большое» и «столичное», как пытается взаимодействовать с ним, конечно, не без хрестоматийного пушкинского «ужо тебе!».

Выставка получилась богатой и разнородной: тут и видео, и фотография, и живопись, и печать. Томазо де Лука выставил фотодокументацию своих попыток «познакомить» две заброшенные помпезные статуи времен Муссолини, которые находились в разных городах Италии. Художник рисовал изображения этих статуй с человеческий рост и показывал им друг друга. Работа то ли про ностальгию по тоталитарному прошлому (напоминает о схожей моде среди молодежи на советский стиль), то ли о любви, то ли об одиночестве.
Известный в России и за рубежом видеоэкспериментатор, самарец, Владимир Логутов, показал видео из серии «Паузы», в которых «ставит на паузу» записи различных сцен. Люди на экране застывают в незавершенном движении, так что возникает синтетический продукт на стыке видео- и фотоискусства. От агрессивного мерцания неподвижной картинки возникает навязчивое ощущение, что персонажи застряли во временной складке между прошлым и будущим.
Андрей Сяйлев выставил картины из своей уже известной в Самаре серии, изображающей фрагменты железнодорожных цистерн с обильными потеками мазута. Есть в этих работах и кивок в сторону поисков абстрактного экспрессионизма, и чисто русская железнодорожная тема, воспетая еще Ф. Глинкой, Н. Некрасовым и А. Блоком, но только в контексте современной действительности.
Сергей Баландин представил документацию своего перформанса «Выставка одной картины», во время которого показывал свою картину на площади города. Но, конечно, интересует здесь не столько жест художника – он минимален, сколько зафиксированные камерой и размноженные на бумажном полотне любопытные взгляды прохожих.
Зал галереи оклеен плакатами Мирко Смерделя, на которых изображены небоскребы: реально существующие, спроектированные, но так и не построенные, и уже снесенные. На каждом написан один и тот же итальянский текст: «Ваши небоскребы разрушатся раньше, чем будут построены» - еще одно размышление о тщете человеческих амбиций, ярчайшим примером которой была Вавилонская башня. О таких башнях, собственно, и произведение итальянца, и надо думать, – вся выставка.
В целом «По московскому времени» выполнена абсолютно в московском тренде: яркая и шумная, в стиле Паршикова, с кураторством которого постоянные посетители «Виктории» уже хорошо знакомы еще по выставке «FQ-тест», социальная.

Предмет для гордости

«В этот раз свои работы представят и местные авторы, и художники из Западной Европы, - рассказывает Андрей Паршиков. - Причем местные авторы - в основном молодые художники, в силу недавней истории современного искусства в городе и регионе. Но это проект не сравнительный. Мы не предлагаем зрителю сопоставить качество работ самарцев и европейцев. Этот проект заявляет, что локальные авторы - такая же полноправная часть мирового художественного процесса, и этим совершенно точно стоит гордиться».

2

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31